О женской эмансипации
Почему
эмансипация вообще стала возможна? Что является духовной
первопричиной столь широкого распространения изуродованного,
карикатурного женского образа?
"Ева" - в переводе значит "жизнь". Такое
имя, раскрывающее сущность её обладательницы, было дано первой
женщине. Оно запечатлело в себе замысел Творца о предназначении всех
женщин, имеющих общую прародительницу, независимо от того, помнят
они об этом или нет. Это предназначение касается не только и не
столько физического продолжения рода, деторождения, сколько участи в
вечности самой женщины и тех, кто должен от неё родиться, кого она
совместно с мужем должна воспитать для жизни в Царствии Небесном.
Столь высокое предназначение можно
выполнить только тогда, когда сами потенциальные носители жизни
живут в соответствии с заповедями Божьими, а не противоборствуют им.
"На кого воззрю, - говорит Господь, - только на кроткого и
молчаливого и трепещущего словес Моих" (Исх.66:2). Всегда ли
современные Евы соответствуют этим характеристикам?
К сожалению, нет. Более того, в настоящее
время существуют разнообразные общественные движения, деятельность
которых направлена на "разрушение до основания" в сознании людей
представлений о Богоустановленном миропорядке. К их числу относится
и феминистское движение, призывающее женщин к эмансипации, под
которой понимается раскрепощение от традиционной системы ценностей.
Семья - это малая Церковь. Смысловой удар
разработчиков идей феминизма направлен на ценностный, духовный выбор
тех, кто находится в самом центре "домашней Церкви" (Рим.16:4), кто
является связующим звеном между мужем (главой семьи) и детьми
(будущими создателями "малых Церквей").
В Православии предусматривается четкая
семейная иерархия: мужчина является главой, кормильцем и защитником
семьи. Он, находясь в послушании Богу, обладает безусловным
духовным, нравственным авторитетом. Женщина должна находиться в
подчинении мужу, ибо сказано: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как
Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос, глава
Церкви" (Еф.5:22-23). Ожидается, что женщина будет заботливой
супругой ("помощницей ему" (Быт.2:18)), нежной матерью,
воспитывающей совместно с супругом своих детей в соответствии с
заповедями Божьими, и добросовестной хозяйкой. Дети воспринимаются
родителями как дар Божий и растут в послушании и уважении к старшим.
Так должно быть по замыслу Творца.
Но что предлагают современные поборники
эмансипации? Они призывают сделать всё наоборот. Приведем несколько
выдержек из публикаций убеждённых сторонниц эмансипации. Философ и
культуролог из Чехии Иржина Смейкалова-Стрикланд считает, что за
словом ""феминизм" кроются заявления о женской угнетенности в
патриархальной культуре"[1, стр.381-382], с которой и предлагается
бороться всеми доступными способами. Её американская единомышленница
Барбара Берг в своей работе "Врата памяти: истоки американского
феминизма" главное внимание уделяет достижению женщинами большей
индивидуальной свободы. Она заявляет: "Это свобода решать свою
собственную судьбу; свобода от детерминированной полом роли; свобода
от подавляющих ограничений со стороны общества; свобода полного
выражения своих мыслей и превращение их в действие. Феминизм требует
признания права женщин на индивидуальную совесть и суждение". И всё
вышесказанное понимается "как борьба за прекращение угнетения по
половому признаку" [1, стр.245].
Богоборческая суть женской эмансипации
заключается, на наш взгляд, в том, что грех как преступление
заповедей Божиих возводится в ранг добродетели. Прежде всего, это
касается греха гордости. Современные Евы снова стремятся стать "как
боги, знающие добро и зло" (Быт.3:5).
Изменяется вектор направленности в
духовном становлении женщины. Современной Еве предлагается
перевёрнутая система ценностей. Вместо подчинения мужу и помощи ему
- горделивое, самодовольное равенство с ним (а на деле - нередко
стремление к главенству над ним). Вместо рождения и воспитания
детей, ибо сказано, что "женщина спасается чадородием" (1Тим.2:15),
- безудержное желание заняться личностным и профессиональным
самореализацией, которое при более пристальном рассмотрении чаще
всего оказывается примитивным эгоистичным желанием пожить для себя.
А ведь "деторождение есть не только исполнение Божия Завета
"плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю"(Быт.1:28), но и вид
служения Богу, неотъемлемого от брачной жизни" [5, стр.110]. А как
же заповедь Христа: "Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за
Мной" (Мф.16:24)?!
Призыв "пожить для себя", "думать, прежде
всего, о себе", так широко растиражированный сторонниками
эмансипации, на самом деле является ловушкой, приводящей к
"публичному одиночеству", когда наличие других людей вокруг
субъективно воспринимается как пустыня. Когда никто, кроме себя, по
большому счёту и не интересен. Когда главной целью жизни становится
достижение иллюзорного равенства с представителями другого пола.
Когда на всё вокруг предлагается смотреть через амбразуру
собственного больного самолюбия.
Тем не менее, воинственные
представительницы "прекрасной половины человечества", увлеченные
идеей эмансипации, тоже хотят быть счастливыми в своей жизни. Они
искренне верят, что, действуя в жизни как мужчины, будут иметь от
неё всё то, что имеют "представители сильного пола" и, добавочно к
этому, то, что полагается им как женщинам. Они ожидают, а порой
буквально требуют к себе уважительного и бережного отношения со
стороны окружающих. Демонстрируя на работе и дома мужской стиль
поведения, включающий в себя такие характеристики как "властность",
"решительность", "жёсткость" и др., они буквально требуют к себе
отношения как к представительнице "слабого пола". "Раскрепощенные"
женщины так же настроены на проявление любви и внимания со стороны
мужа, заботы и послушания - со стороны детей в собственной семье.
Когда убежденные современные "эмансипэ",
внешне состоявшиеся в жизни, рассказывают о себе, то обычно
приходится слышать одно и тот же: "У меня всё есть". А потом
выясняется, что есть всё, кроме счастья.
И такой итог неизбежен. Счастье человека
зависит не от внешних обстоятельств, а от состояния души. "Страсти"
и "страдания" - это однокоренные слова. Вскармливая и взращивая
собственные страсти, человек любого пола тем самым увеличивает и
меру собственных страданий; обезличивается, обезображивается в той
мере, в какой отходит от того, что задумано Творцом.
Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге "В
поисках истины" описывает свои диалоги со старой дворянкой. В одной
из приведённых бесед есть, на наш взгляд, очень точный образ
феминисток, который возник у собеседницы архимандрита ещё тогда,
когда эмансипация в России и в мире только начинала набирать свои
обороты. Умудренная жизненным опытом женщина, в частности, сказала:
"Я никогда не была феминисткой, как некоторые женщины из моего
круга. Феминизм внушал мне чувство отвращения. В древности скифские
племена сооружали около дороги изваяния - высеченные из каменных
глыб человеческие фигуры: они состояли из туловища и головы, но рук
и лица у них не было. Нельзя было разобрать, мужчина это или
женщина; их называли "каменные бабы". Феминизм представлялся мне
производством каменных баб. Женщины хотели сравняться с мужчинами и
превращались в какие-то грубые, безформенные существа. Теряя женскую
красоту, они не получали мужской силы; теряя тонкость и изящество
души, они не приобретали широты мужского рассудка. Феминистки,
которые демонстративно подчеркивали равенство с мужчинами тем, что
ездили на велосипедах по улице с папироской в зубах, казались мне
предательницами женского достоинства, какими-то живыми карикатурами"
[2, стр.64-65]. Это довольно жёсткий и вместе с тем очень точный
образ эмансипированных женщин, болезненный для многих её
представительниц, и, тем ни менее, такой узнаваемый в наши дни.
Но почему эмансипация вообще стала
возможна? Что является духовной первопричиной столь широкого
распространения изуродованного, карикатурного женского образа?
С точки зрения русского философа А.И.
Ильина, "жизнь без святыни есть первое большое бедствие нашего
времени. ... Ведь наша земная жизнь имеет свой сокровенный, высший
смысл. Он - не на поверхности повседневности мелочной суеты. ... Он
требует от нас непринужденного признания и решительного
предпочтения... Если же мы не удовлетворим этому требованию...,
тогда ускользнёт от нас высший смысл жизни и наступит незаметно
осквернение её. И не потому, что она станет бессмысленной сама по
себе, а потому, что мы начнём жить так, как если бы она была
бессмысленной"[4, стр.7-8]. "Эта лишенная святого пошлость может ко
всему примазываться, во всем укореняться; а там, где она проникает и
ширится, вырождается всё - как в отдельном человеке, так и в жизни
целых поколений" [там же, стр.11]. На наш взгляд, всё вышесказанное
напрямую относиться и к эмансипации женщин.
Мнение русского философа И.А. Ильина во
многом согласуется с исследованиями психологов. Анализируя образ
женщины в истории, американский исследователь Дж. Хантер, пришла к
выводу, что процесс женской эмансипации со времен глубокой
античности прямо связывался с распадом морали, с деструктивными
социальными последствиями, разрушением семьи [3, стр.72].
Будучи психологом, мне неоднократно
приходилось консультировать "раскрепощенных" женщин, обращавшихся с
просьбой помочь разрешить серьёзные семейные проблемы. Некоторые из
них, привыкшие всю жизнь "пробиваться" и "рассчитывать только на
себя", в личной беседе с болью признавались: "Ну, что я могу
сделать. Я не умею любить. Я не испытываю чувство благодарности. Я
не знала, что такое материнская любовь. Я ничего не могу дать своим
детям и мужу. Мне просто плохо". Страшно и больно! В доме без любви
и благодарности всегда ощущается могильный холод. А выход только
один - впустить в сердце и в свой дом Бога, начать жить по Его
заповедям, а не вопреки им.
Современным сторонницам эмансипации
следует задуматься над тем, что жизнь, посвященная борьбе с Творцом,
с тем, что Он заповедал своему творению, больше напоминает смерть.
Это путь самоуничтожения. Господь говорит: "Жизнь и смерть предложил
Я тебе. Избери жизнь" (Втор.30:15).
Монахиня Нина (Крыгина).
Библиографический
список:
1. Антология гендерной исследований. Сб.
пер. /Сост. и комментарии Е. А. Гаповой, А.Р. Усмановой. - Мн.:
Пропилен, 2000. -384с.
2. Архимандрит Рафаил (Карелин). В
поисках истины. Беседы о духовной жизни. - Саратов: Изд-во
Саратовской епархии, 2005.-351с.
3. Ильин Е.П. Дифференциальная
психофизиология мужчины и женщины. - Спб.: Питер, 2006. -544с.
4. Ильин И.А. Книга надежд и утешений. -
М.: Апостол Веры, 2006. -384с.
5. Священник Владимир Зелинский, Н.
Костомарова. Загадка "единой плоти" или попытка задуматься о
христианском браке. // И будут двое одна плоть.
Размышления о христианском браке. /Сост.
А.Баранов. - М.: ОБРАЗ, 2006. - С.95- 127.
|