На главную страницуПравославная блогосфера

игумен Игнатий (Бакаев)


настоятель монашеского скита во имя преподобных Кирилла и Марии
и храма преподобного Сергия Радонежского в поселке Максаковка


 Поделись ссылкой с друзьями!

14 марта 2012 года

Размышления Великим Постом

Всю последнюю неделю мы с братией очень хорошо постились. Ежедневно утром и вечером молились в храме. Я заметил, как изменились те люди, которые регулярно ходили в храм, а это человек тридцать. И в итоге у меня появилось такое интересное ощущение, будто за счет этих молитвенных трудов, совершенных не выходя из храма, и я тоже некоторым образом духовно поднялся, стал лучше видеть. Как бы с некоей духовной высоты.

Некоторым людям так и говорил, что я вижу с этой высоты, куда ведут дороги, которыми мы ходим, вижу перекрестки и развязки, а ты сидишь в кювете на обочине этой дороги и ничегошеньки не видишь, кроме травы и лягушек. После каждой службы в храме я читал проповеди из трудов знаменитого проповедника архиепископа Иннокентия (Борисова), жившего в XIX веке. Проповеди большие, страниц по пятнадцать. У него есть одна мысль о том, что в пост не надо торжествовать, не надо радоваться своим успехам, в том числе и духовным. Пост - это покаяние, воспоминание Страстей Христовых. Это та десятина от нашего годичного круга жизни, которую мы жертвуем Господу. Это время должно быть полностью посвящено Богу. И жертва эта должна быть чистой и непорочной.

А я ничего не могу поделать со своей радостью. Ну, если она есть, то куда ты ее денешь? Ну, вот и ношусь везде с ней.

Пригласили меня в онкологию поисповедовать болящего парня нецерковного, который не знает, как и исповедоваться. Просто мать сказала, что надо. Ну, вот и ходил я в онкологию три дня подряд, проводил беседы, потом всех причастил, покрестил одного больного. Приехал рано, где-то в половине седьмого, разбудил их. И после того, как причастил, стало мне так радостно на душе. Ведь ребята унывали, боялись болезни, а тут вдруг глаза горят, появилась надежда, совершенно другой настрой. Принес им книги, газеты, чтобы читали не Маринину свою, а что-нибудь полезное.

Вышел я от них довольно рано, гардероб еще не открылся. А народу уже полная очередь. Смотрю я на людей, я ведь и сам онкологический больной, а они все смотрят на меня, поскольку стою я в подряснике и скуфие, и выгляжу непривычно. Я и спрашиваю, чтобы нарушить тягостное молчание: «Знаете, почему болеете?» Ну и кто что начинает отвечать. Кто-то про экологию, про питание. Один мужчина тихо так сказал: «Знаю, по грехам». Женщина одна озлобленно так ответила с дерзостью: «Ваш Бог нас наказывает!» В итоге опять у меня получилась проповедь. Ну и вознесся я в своем тщеславии, радостно мне так стало. Успел к 8 часам на службу, прочитали часы, отслужили Литургию Преждеосвященных Даров.

После службы была трапеза, собрались люди, мы очень хорошо пообщались, поговорили о многом. Иеромонах Александр (Митрофанов) принес ноутбук и показал нам свой последний видеоролик из цикла «Мысли вслух». Ролик на сей раз был посвящен тому, что мы не должны проходить мимо хулящих Бога и Церковь людей, в нем помимо прочих примеров и рассуждений процитированы слова святителя Иоанна Златоуста: «Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся — ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной». Понравился мне этот ролик, и воспринял его как наставление от самого Иоанна Златоуста. И людям так и сказал, что смелее нам нужно быть, а то ведь, стыдно сказать, проезжая в автобусе мимо храма покреститься боимся, не то что веру защищать. Вот такое вот было у меня настроение.

В этот же день попросил меня один наш послушник съездить на почту получить деньги. Приехал я, а сама почта закрыта на перерыв, и в том же помещении ларек работает. Решил я подождать, купил в ларьке стержни для ручки, еще что-то. Встретил знакомую, которую давно не видел. Стоим мы с ней разговариваем, я ей что-то про пост рассказываю, и вдруг меня с силой толкает проходящая мимо нетрезвая женщина в шубе и начинает кричать, мол опять тут этот вшивый поп вонючий шляется. Орала она минут пять, пока я продолжал беседу, хулила Бога, Церковь, Великий Пост, видимо, уже забыла, зачем и пришла, кричит, слюной брызжет. И я не выдержал, думаю, ведь только сегодня слова слышал о том, что нельзя позволять подобное. Бить я ее, конечно, не собирался, но решил остановить это безобразие, взял за воротник шубы и слегка встряхнул. А дальше происходит ужас. Женщина эта падает, сбивая лоток с булочками, я продолжаю поддерживать ее за шиворот, булочки рассыпаются по полу. Со стороны картина выглядит, наверное, кошмарно. Я уже успел пожалеть и раскаяться, что ввязался во все это, совершенно не представляю, как быть дальше. И вдруг слышу крик: «Ах, же ты падла! Что же ты делаешь?!?» И с этим криком вошедшая в помещение почты спутница этой выпивохи с размаху бьет меня по лицу. Очки у меня сломались, покупки рассыпались по полу, по лицу текут слезы. Вот стою я и думаю – продолжать мне «освящать руку ударом» или хватит уже? Собрал я с полу поломанные очки, покупки и ушел. Очки были в роговой оправе, и ими так сильно нос повредило, что болит до сих пор, хотя снаружи и не видно.

И крепко я задумался, что же делать дальше? Обиды личной у меня никакой нет, а с другой стороны хорошо ли будет все так оставить? Ведь они и дальше будут так себя вести. В милицию обращаться тоже не совсем хорошо. А может и вообще разделить этот случай на два независимых события? В первом я поступил, как должен был поступить остановив человека, хулящего Христа. А во втором меня ударили, и я стерпел. Стерпел ради послушания Христовой заповеди. В жизни я тысячу раз убеждался в том, что все, чтобы со мной ни происходило, все делается мне на благо. А в чем же здесь благо? С этими мыслями я и уснул, приняв обезболивающее, поскольку полголовы болело после удара.
Утром 8 марта в день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи я встал с радостным и ясным осознанием того, что мне посчастливилось пострадать за имя Христово. И еще я понял, что о нравственности как отдельного человека так и группы людей, да и страны в целом, можно судить по отношению ко Христу, к вере, к святыням, к священству. Это та лакмусовая бумажка, по которой можно судить о здоровье общества.

Это ведь далеко не единичный случай. Подобных ситуаций и таких бесноватых людей, к сожалению, очень много. Не так давно они показали себя во всей красе и на Болотной площади, и в храме Христа Спасителя, и во многих иных местах. В моем случае я оказался объектом безобразной выходки. А ведь я, пожалуй, самый мирный человек в нашем поселке хотя бы уже потому, что не только не имею права ударить человека, но даже защищаться права не имею. Каноны церковные не дозволяют. На меня любой может кинуться с кулаками, и я ничего не могу сделать.

Понял я и то, что именно такие бесноватые люди толкают наш народ к разделению, пытаясь разрушить, расшатать, подточить устои государства и общества. Не понимая того, что государство - это тот сук, на котором мы все сидим, и рубить его не надо. Чем мы можем ответить таким людям? Мы можем ответить им тем, что вынесем их за скобки нашей жизни. Они не должны быть частью нас, и отношение к ним должно быть соответствующее, как к изгоям. Мы должны иметь смелость назвать зло – злом и начать с ним бороться в меру наших сил.

В этот день в храме было много народа. Я сказал проповедь под впечатлением пришедшего ко мне понимания, и, пожалуй, это была лучшая проповедь в моей жизни.

И еще один немаловажный момент – все это произошло накануне 8 марта. В этот день многие православные, крещеные женщины развлекались, праздновали эту дату, тем самым осквернив жертву Великого Поста. Таких женщин я призываю осознать свой грех, и в самое ближайшее время покаяться. А тем женщинам, которые были на той проповеди и были в сем грехе повинны, я назначил епитимию –  принять участие в Крестном ходе в День Святой Троицы 12 июня.

С любовью о Господе,
игумен Игнатий (Бакаев).

Другие способы внести пожертвование  


На главную страницуПравославная блогосфера