На главную страницуПравославная блогосфера
 Владимир Григорян
православный журналист,
редактор отдела истории и краеведения газеты
 "Вера-Эском"




 Поделись ссылкой с друзьями!



АФОН ПОД УДАРОМ

«Кризис» - слово греческое, в переводе оно означает «суд»

Захват

Двадцать четвёртого декабря на Афоне был арестован игумен Ватопедского монастыря Ефрем. Это случилось сразу после его возвращения из России, где он сопровождал главную святыню обители – Пояс Пресвятой Богородицы.

Священника обвинили в сговоре с прежним правительством Греции и хищении государственной собственности. Чрезвычайные меры в отношении пастыря мотивируются тем, что он пользуется в Греции огромным авторитетом, а значит, способен повлиять на свидетелей, судей – на любого мало-мальски православного в православной стране. Но это не объясняет, зачем нужно было хватать и допрашивать отца настоятеля в ночь на Рождество, которое греки празднуют по новому стилю. Ведь дело, по которому был задержан игумен Ватопеда, тянется не первый год.

Явная злонамеренность стражей закона обнаруживает их желание добиваться не суда, а судилища. Как справедливо заметил митрополит Илларион (Алфеев), «мы не можем знать всех обстоятельств, связанных с выдвигаемыми против отца Ефрема и ещё целого ряда лиц обвинениями... Однако совершенно очевидно, что применение предварительного тюремного заключения к не представляющему никакой опасности человеку, каковым является архимандрит Ефрем, без рассмотрения дела по существу и до вынесения по нему судебного решения, — это чрезвычайное событие, вызывающее глубокое недоумение».

Что происходит с Грецией? То же, что и с другими православными странами, где национал-либералы клянутся в верности европейскому пути развития, легко жертвуя отеческой верой. Грузия: власти снесли строящуюся церковь Святого Габриэля на вершине горы Перия. Это случилось в день Вознесения Господня. Как объяснили чиновники, высота принадлежит Министерству обороны и имеет стратегическое значение. Украина: минувшим летом здесь был сброшен с кургана крест на острове Хортица. На его месте установили самый высокий на Украине флагшток по случаю 20-летия независимости страны.

А на исходе года греческий спецназ осадил на Афоне келью игумена Ефрема.

Кризис

Подобные поступки никого не делают ни богаче, ни цивилизованнее. Эти попытки продать душу нации первому попавшемуся чёрту – свидетельство отчаяния и потерянности. Формальной причиной гонений на Ватопед стал тяжелейший экономический кризис, по сути банкротство Греции, которое чрезвычайно озлобило страну.

Греция последних лет – это поразительный пример того, как духовный кризис оборачивается полным расстройством материальной жизни. До вступления в ЕС страна вынуждена была жить по средствам. Но, получив возможность брать кредиты под низкий процент, многие будто обезумели. Внешний долг Греции, развращённой лёгкими деньгами, достиг 400 миллиардов евро. Если бы государственный долг России был равен американскому – около 15 триллионов долларов, мы оказались бы примерно в том же положении, что и греки.

Как можно добиться такого результата? Очень просто. Например, водители автобусов в Афинах получали премиальные – 310 евро в месяц (это около двенадцати тысяч рублей) лишь за то, что не опаздывали на работу. Плюс, разумеется, огромные оклады и прочие бонусы. Греческие железные дороги при обороте в 100 миллионов евро тратили в семь раз больше, в том числе 400 млн на зарплату. Доходы обычного железнодорожника составляли около четверти миллионов рублей в месяц на наши деньги, хотя почти все перевозки в стране осуществляются автомобилями. Работникам министерства культуры оплачивается (во всяком случае, оплачивался) их гардероб. Если бы госсектор был невелик, это можно было бы пережить. Но там одних только чиновников более 700 тысяч.

Разумеется, кого попало в тёплые места не берут, далеко не все греки получили доступ к пирогу. Для миллионов людей вступление в ЕС обернулось драмой. В обмен на щедрые кредиты были вырублены, по требованию Евросоюза, тысячи оливковых рощ и виноградников, сельское хозяйство сократилось вдвое. Разрушено судостроение, история которого насчитывает в Греции три тысячи лет. Сегодня его остатки догорают в кризисе, безработица в Пирее – столице корабелов – достигла семидесяти процентов. По всей стране закрываются магазины, рестораны, большие и малые предприятия – у людей просто нет денег. И возможно, уже не будет. Но дело вовсе не в чудовищном долге – скорее, в нежелании одуматься и покаяться.

Жертвоприношение

Когда в декабре российское правительство обвинили в фальсификации выборов, во многих городах прошли митинги протеста. При этом они носили довольно мирный характер, что не устраивало американский телеканал «Fox». Он показал в новостях, как по улицам Москвы среди пальм бегают какие-то одичалые люди, вступая в схватки с полицией, что-то полыхает – в стране явно началась революция. И всё бы ничего, но пальмы смутили некоторых зрителей. Если бы на фоне кремлёвских стен разъезжали собачьи упряжки, в это можно было бы поверить. Но пальмы...

Вскоре выяснилось их происхождение. Оказалось, что «Fox» воспользовался видеорядом, отснятым в Афинах. А вот там действительно жарко. Мы видим, как люди, вместо того чтобы объединиться для борьбы с бедствием, совершают яростные действия, что лишь ухудшает их положение. Вот свидетельство американского журналиста Майкла Льюиса (к статье которого «Бойтесь греков, облигации приносящих» мы сегодня не раз ещё вернёмся):

«Тысячи и тысячи служащих вышли на улицы. Взяточники из налоговой, не учащие ничему учителя, высокооплачиваемые железнодорожники из убыточных железных дорог, поезда которых ходят мимо расписания, медики, получающие откаты от поставщиков. Греки собирались в подразделения по типу военных. В центре каждого отряда находилось две-три колонны молодёжи с дубинами под видом флагштоков. С их поясов свешивались лыжные маски и противогазы. “Они хотят хотя бы одной смерти”, – сказал мне бывший министр финансов Дукас...

За два месяца до того толпа уже показывала, на что способна. Увидев людей, работающих в филиале банка, протестующие закидали их бутылками с зажигательной смесью, полив сверху бензином. Большинство работников вышло через крышу, но в огне всё же погибло три человека, включая беременную молодую женщину. Греки кричали: так им и надо за то, что имели наглость работать!»

На крыльцо сгоревшего банка кто-то положил игрушки, в память об убитой, и несколько фотографий монахов. Может быть, потому, что они тоже жертвы толпы?

«Приемлемая» мишень

Скандал вокруг монастыря разгорелся в начале кризиса – 2008 году. Было объявлено, что пять министров из правительства Карманалиса незаконно обменяли государственные земли и здания на принадлежавшее обители озеро Вистонида. Ущерб от сделки одни оценивали в десятки миллионов евро, другие – в миллиарды. Этот разброс свидетельствует: обвинители не владели темой.

Когда началась истерия вокруг Ватопеда, земля уже горела под греческой экономикой, правительство судорожно пыталось её спасти. Обвинение в клерикализме, подозрения, что министры получали взятки от монахов, поставили крест на этих усилиях. Обнаружилось, правда, что никаких денег члены правительства от монастыря не получали, их просто оклеветали, но это уже не имело значения. Премьер-министр Карманалис проиграл досрочные выборы, и вот тут полыхнуло по-настоящему. Выяснилось, что прежний кабинет успешно скрывал от Евросоюза, сколь велики финансовые затруднения страны. Вдобавок был сорван сбор налогов – новому руководству пришлось расплачиваться таким образом за поддержку со стороны бизнеса. Как следствие, греческие ценные бумаги начали стремительно обесцениваться, а неприятности – расти как снежный ком.

И вот тогда за Ватопед взялись уже по-настоящему, назначив на роль козла отпущения. Не решаясь роптать на Бога открыто, многие решили выместить обиду на монахах. Конечно, нельзя обобщать – горячо верующих людей в стране по-прежнему немало. Но их почти не видно и не слышно. Лишь духовенство Элладской Церкви осталось на высоте – ради собрата оно открыто пошло против государства и общества. Мнение греческого священства относительно Ватопеда высказал митрополит Павел Сиатистский. «Действительный скандал в этом деле представляет сама его ложная картина, которая предлагалась целенаправленно, сознательно и методично», – заявил он.

Независимо от владыки Павла практически то же самое, только резче и откровеннее, выразил Майкл Льюис: «В обществе, находящемся в положении полного морального коллапса, монахи стали социально приемлемой мишенью для ненависти. Даже граждане с правыми взглядами разгневаны и на монахов, и на их пособников. Притом что никто толком не понимает, в чём, собственно, дело».

Льюис – один из самых известных финансовых журналистов в мире, в прошлом успешный торговец облигациями на Уолл-стрит, вдобавок неверующий (во всяком случае, ему так кажется). Но после недавнего знакомства с Грецией он понял то, что отказываются понимать многие православные. Главная проблема этой страны – моральный упадок общества, столь мрачно проявивший себя в атаке на Афон.

Что бы ни послал Бог

Ещё в начале ХХ в. монастырь Ватопед владел территориями, стоимость которых некоторые эксперты оценивают сегодня в 8 миллиардов евро. Большую часть обитель раздала греческим беженцам из Турции, многое присвоило государство. С Афоном тогда не церемонились. Например, министр Папанастасиу разрабатывал в 20-е годы проект закона, по которому все святогорские монахи должны были быть собраны в несколько монастырей и оставаться там до своей смерти, доступ на полуостров открывался женщинам и вообще Афон должен был превратиться в туристический и курортный центр с игорным домом – стать вторым Монако.

Худо-бедно удалось отбиться. Временами монахи даже пытались что-то из отнятого вернуть или выменять. В 1922 году Ватопед потребовал назад озеро Вистонида, которым владел с древнейших времён. Право обители на это озеро с прилегающими землями основывается на хрисовулах византийских императоров; они заверены султанскими фирманами Османской империи, утверждены патриаршими и синодальными грамотами Константинопольского Патриархата. В ответ на судебный иск государство в 1924 году подтвердило права Ватопеда на озеро и согласилось его вернуть, запросив взамен 3800 гектаров земли в Халкидиках для приёма беженцев. Помочь несчастным – дело святое. Монастырь передал землю, а взамен не получил ничего. Его элементарно обманули, посмеявшись над доверчивостью иноков.

* * *

Постепенно одна из самых многолюдных и именитых обителей на Афоне начала угасать. В середине 80-х годов ХХ века там осталось всего пятнадцать иноков из без малого тысячи, живших там в начале столетия. Спасло монастырь братство другой афонской твердыни – Нового Скита, возглавляемое старцем Иосифом Спилеотом (Пещерником) и его учеником – отцом Ефремом (Кутсу).

Учение старца было таково: если кто-либо имеет задние мысли ропота, но терпеливо и молча все переносит, этим он привлекает благословение Божие. И наоборот.

Как-то один монах дерзнул сказать:

– Эта рыба – как солома...

Старец ответил:

– Что бы нам ни послал Бог – всё хорошее. А за преслушание и твои причитания мы заплатим!

И действительно – скоро пришёл голод.

Так и живут, будто солнце остановилось полторы тысячи лет назад над Святой Горой.

В 1987 году братство переселилось в громадный опустевший Ватопед. Вскоре отец Ефрем стал игуменом древней обители. Чтобы возродить её, требовались огромные средства.

В наши дни там подвизаются около ста двадцати монахов, сотни трудников, десятки тысяч паломников ежегодно посещают монастырь, где их бесплатно обеспечивают ночлегом в кельях, постельным бельём и питанием. Всё это требует около 25 миллионов евро в год. Потому игумен Ефрем и эконом монастыря отец Арсений предпринимают огромные усилия, чтобы найти необходимые средства.

* * *

Об озере монахи, быть может, и не вспомнили бы, но в 1995 году правительство решило отобрать у них едва ли не последнее – крохотный островок посреди Вистониды. Тут-то братия и выложила все документы на право владения водоёмом, накопленные почти за шестьсот лет, по 1924 год включительно. Позиция Ватопеда в суде была настолько бесспорна, что правительству пришлось вернуть инокам озеро площадью 45 квадратных километров и несколько тысяч гектаров земли вокруг него.

Что случилось дальше? Одни настаивают, что власти предложили выменять Вистониду на другие объекты недвижимости. Кто-то утверждает, будто инициатива исходила от монахов. Так или иначе, обмен состоялся. Дольше всех сопротивлялся ему министр финансов Петрос Дукас. Но и сейчас на вопрос, имело ли место мошенничество со стороны ватопедцев, он отвечает, что нет, добавляя, что считает монахов самыми здравомыслящими деловыми людьми, с которыми ему когда-либо приходилось иметь дело. «Я говорил им, что им надо возглавить министерство финансов», – вспоминает он.

Особенно поспособствовал сделке глава аппарата премьера Гианнис Ангелу. За несколько лет до этого он тяжело заболел и мог умереть, но монахи-ватопедцы его вымолили, спасли. Понятно, что он по мере сил старался им помочь. Тем не менее трудно сказать, насколько неравноценен был обмен. Результаты проверок крайне противоречивы: одни специалисты не нашли нарушений, другие заявили, что государство потеряло до ста миллионов евро... но лишь теоретически. Ведь монастырь получал хорошие, но пребывавшие в запустении территории и заброшенные здания, вкладывая в них труд и средства. Естественно, стоимость этих активов возрастала после этого в разы.

* * *

На сегодняшний момент все счета монастыря арестованы, земли и здания за пределами Афона фактически конфискованы, о возращении озера, естественно, нет и речи. При этом доказательств финансовых нарушений у следствия как не было, так и нет. «В крайне коррумпированном обществе его обвиняют в коррупции», – отзывается о случившемся с Ватопедом Майкл Льюис. При этом даже самые злобные из обличителей не смеют заикнуться о личной выгоде игумена Ефрема или эконома монастыря отца Арсения. Всё до цента вкладывается в Ватопед, в Афон – сердце Греции и православного мира. Много ли выиграли греки от того, что нанесли по нему жестокий удар?

За «чистоту рядов»

Святая Гора вообще слишком многим встала поперёк горла, особенно после того как ватопедцы побывали в России с Поясом Пресвятой Богородицы. Российские коммунисты поворчали по этому поводу, либералы выразили недовольство... Но именно люди, считающие себя православными, стали главными хулителями святыни. Они называли всех приложившихся к ней не иначе как язычниками, жертвами суеверия и так далее.

А сейчас, спустя несколько недель, ещё до суда, по одному подозрению осудил отца Ефрема известный блогер Игорь Гаслов, который упорно позиционирует себя православным. Среди других борцов за «чистоту церковных рядов» поддержал Гаслова и протодиакон Андрей Кураев.

Это тот самый род нападок, когда праведный гнев прикрывает недостаток братолюбия, личный кризис веры. Вспомним одно место из Евангелия, проливающее свет на это явление. Когда Мария в Вифании помазала ноги Христа драгоценным миром, Иуда возопил: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Тоже ведь вроде как за «чистоту рядов» боролся, проявил нищелюбие.

* * *

Кстати, именно благодаря восхищённому отзыву Игоря Гаслова я вышел на статью Майкла Льюиса. Тем большим было моё удивление, когда обнаружилось, что, в отличие от некоторых своих русских читателей, Льюис ни единым словом не похулил ватопедцев. Это взгляд неверующего, но не озлобленного человека, который так и не понял, в чём обвиняют монахов. Личной выгоды нет. Люди трудятся на благо своей же страны, реального ущерба не нанесли, наоборот, вернули в оборот неиспользуемые земли. Даже если они получили их больше, чем следует (что далеко не факт), кому от этого стало хуже?

Нашлись и чисто фактические расхождения между статьями Майкла Льюиса и Игоря Гаслова. Упомяну об одном из них. В материале «Business Ватопеда» Гаслов рассказал, как монастырю, в числе прочего, передали два здания в Олимпийской деревне Афин. Монахи обещали открыть там больницу, но вроде как всех надули – продали помещения коммерсантам. Дальше блогер фактически признаётся, что эти коммерсанты – доверенные лица монастыря, то есть речь, возможно, идёт о чисто технических моментах оформления недвижимости. Но Гаслову это просто не приходит в голову. Всё, к чему он прикасается, превращается в компромат.

Так вот, в статье Льюиса чёрным по белому написано: «В обмен на озеро монастырь получил 73 объекта, в числе которых гимнастический центр, построенный для Олимпиады-2004, пустой и заброшенный... Монастырь смог договориться об изменении назначения объектов и привлечь финансирование. На месте гимнастического центра построили больницу».

О том, что гимнастический зал был заброшен и разрушался, вы не узнаете ни из греческих, ни из российских СМИ. Везде говорится: «Монастырь Ватопед получил главное здание Олимпийской деревни». Воображение рисует нечто грандиозное. А на самом деле...

Это всего лишь один эпизод, демонстрирующий, как можно при желании белое превратить в чёрное.

«тысячи глаз с той стороны»

Во время пребывания Пояса Пресвятой Богородицы в России известный московский протоиерей Александр Шаргунов сравнил его с рекой, которая отделяет нас сегодня от врагов. «Тысячи глаз с той стороны реки внимательно прощупывают нашу силу, – сказал батюшка, – чтобы уничтожить всех, кто способен держать в руках оружие. Взять в плен наших жён и детей и окончательно покорить нас. Мы далеко отступили, и дальше некуда».

Это касается не только нашей страны – всего мира. Миллионы верующих, приложившихся к Поясу в нашей стране, что-то сдвинули, вызвали ярость ада, выплеснувшего её на игумена Ефрема.

С другой стороны... Мне было очень любопытно наблюдать, читая статью Майкла Льюиса, как он пытается определиться с выбором, по какую сторону Пояса ему встать. Он не одинок в этом искании. Наследник Британской короны принц Чарльз три года приезжал в Ватопедский монастырь, чтобы понять смысл жизни. На Афоне многие ищут ответ.

Афон для всех и для каждого

Думаю, что поначалу Майкл собирался разоблачить монахов – это шикарный сюжет, с точки зрения светского журналиста. Скандал вокруг Ватопеда сначала потряс Грецию, а затем Греция поставила на грань распада весь Евросоюз. Можно сказать, классическая иллюстрация лозунга: "Осторожно, религия!" Вдруг выясняется – не всё так просто.

Льюис инкогнито отправился на Афон, выдавая себя за паломника, и даже пытался креститься там на службе, гадая, хватит ли монахам прозорливости, чтобы его разоблачить. Вспоминал рассказ одной гречанки, возглавляющей крупную фирму. Она поведала Майклу о том, как недавно летела рядом с настоятелем монастыря отцом Ефремом в самолёте. «Это был очень странный опыт, – говорила она. – Он не знал ничего обо мне, но угадал всё. Моё замужество. Что я думаю по поводу работы. Я чувствовала, что он меня будто насквозь видит».

«Стоя в церкви, я сомневался в их способностях, – пишет Майкл Льюис. – Посреди гигантского национального скандала они позволяют репортёру из Vanity Fair, не представившись, бродить по их монастырю без единого вопроса».

Сомневался он напрасно. Когда вскоре к журналисту подошёл монах, пригласивший его на встречу с экономом – герондой Арсением, стало ясно: инкогнито Майкла раскрыто. Разговор длился около трёх часов.

«Сейчас многие жаждут духовно, – ответил отец Арсений на вопрос, почему политики и предприниматели приезжают в его монастырь. – 20–30 лет назад нас учили, что наука решит все проблемы. Столько материальных вещей – а удовлетворения нет. Люди устали от материальных удовольствий. И они поняли, что в этом нет настоящего успеха».

Майкл Льюис задаёт множество вопросов: «Почему человек может захотеть стать монахом?», «Как вы живёте без женщин?», «Откуда люди, проводящие в церкви по 10 часов, находят время для строительства империй недвижимости?», «Где вы берёте мятный ликёр?» Эконом подробно объясняет.

«Он жестикулирует, улыбается и смеётся, – констатирует Майкл. – Если предположить, что отец Арсений чувствует за собой вину, то у него редкий талант скрывать это. Как и многие посетители монастыря, я столкнулся не с тем, что предполагал. Я думал, что окажусь лицом к лицу с коммерческой империей (чего нет) и что монахи будут неискренни (непохоже). Но я всё равно не мог понять: как горстка странно выглядящих людей, ушедших из материального мира, добилась такого результата, что попала в примеры Harvard Business Review?»

«Два часа спустя, – продолжает Льюис, – я задал ему прямой вопрос об этом. К моему удивлению, отец Арсений принял вопрос серьёзно... «Это секрет успеха в мире, не только в монастыре, – говорит он и описывает почти слово в слово первое правило любого успешного совместного предприятия: – Бери то, что тебе дано, и строй дальше. “Да... и...” вместо “Нет... но”. Дурака связывает гордыня. Всегда должно быть по его. Такая же история с неуверенным человеком – он всегда пытается оправдаться. Духовно сильный человек – скромен. Он принимает то, что другие говорят ему – критику, идеи, – и работает с этим». «На нас злится целое правительство, – говорит монах. – Но у нас ничего нет. Мы работаем для других. Греческие газеты называют нас корпорацией. Но я спрошу вас, Майкл: какая компания проживёт 1000 лет?» (Именно столько существует монастырь.)

Во время встречи Майкла Льюиса и отца Арсения их навестил ненадолго геронда Ефрем. «Когда нас представили, – рассказывает Льюис, – Ефрем пожал мою руку и долго держал её. “Наверно, хочет спросить, что подарить мне на Рождество”, – подумал я. Вместо этого он спросил: “Вы какой веры?” “Епископальной”, – поперхнулся я. Он кивнул, затем поинтересовался: “Вы женаты?” – “Да”. – “А дети есть?” Я подтвердил. Он спросил их имена...»

Это многоточие много значит. У Майкла трое детей, и он понял, зачем отцу Ефрему понадобилось знать, как их зовут. Это действительно прекрасный рождественский подарок – молитва монаха за твоих детей.

* * *

«Монахи молились до часу ночи, – вспоминает Майкл. – Обычно, объяснил отец Арсений, они ложатся в час и встают в 4. В воскресенье легче – встают в 6. Добавьте 8 часов в день огородной работы, мытья посуды и изготовления мятного ликёра – и их рай для других покажется адом. Руководство монастыря, отцы Арсений и Ефрем, отклоняются от этого режима пять дней в месяц – всё остальное время они живут так же...

Большую часть еды монахи выращивают сами на огороде. В грубой серебристой посуде сырые нерезаные луковицы, зелёная фасоль, огурцы, томаты и свёкла. В другой посудине ломти хлеба, который иноки пекут сами из собственной пшеницы. Кувшин воды и на десерт апельсиновое варенье и тёмные соты. Всё. Монахи питаются, как фотомодели перед съёмкой: 4 дня в неделю по 2 раза и 3 дня по одному разу. 11 приёмов пищи за неделю. При этом некоторые выглядят полными. После обеда монахи возвращаются в храм, где продолжают молиться». «Большинству греков настоятель представляется дельцом, – заметил в разговоре с Майклом его соотечественник отец Мэтью, приехавший в Ватопедский монастырь из Висконсина. – Греки убеждены, что у настоятеля и отца Арсения есть тайные счета. Если вдуматься, это полная ерунда. Что они будут делать с этими деньгами? Они не могут на недельку слетать на Карибы. Настоятель живёт в келье. Это хорошая келья, но он монах. И он ненавидит покидать монастырь».

* * *

Льюис пропитывался Афоном, как губка – благовониями. Каждый находит там своё. Он тоже нашёл.

Однажды, в молодости, Майкл с треском провалился на собеседовании в банке «Леман Бразерз». «Почему вы решили искать работу в инвестиционном банке?» – спросили его. «Я бы хотел стать богатым», – признался начинающий финансист. Худший ответ из всех возможных! «Это табу, – объяснили ему впоследствии. – Когда они спрашивают тебя, почему ты хочешь работать в инвестиционном банке, нужно сказать, что ты любишь бороться с препятствиями, что тебя влечёт романтика большого бизнеса, что ты с детства мечтал работать с людьми такого калибра, но никогда даже не упоминай о деньгах».

Это лицемерие немало потом веселило Льюиса. Но, оказавшись на Афоне, он обнаружил невероятное: что это действительно возможно – иметь дело с большими деньгами, не преследуя личной выгоды. Для Майкла это что-то вроде умения ходить по воде.

Обретая веру

В своё время он покинул Уолл-стрит, потому что деньги потеряли для него свою магию. Католики когда-то продавали индульгенции, но для протестанта каждая честно заработанная купюра – сама по себе индульгенция. Она подтверждает, что он правильно, спасительно живёт. В какой-то момент эта вера настолько утвердилась, что перестала нуждаться во Христе. Но это был ещё не конец. Лет тридцать назад начался взрывной рост финансовых спекуляций, выпуск деривативов, ничем не обеспеченного кредитования, ставших главным источником новых состояний. Владелец одного из них, живая легенда той эпохи Иван Бески, придумал и отчеканил девиз: «Бог есть алчность». Он выразил общее мнение.

«У поколения моего отца, – пояснял Льюис, – были определённые убеждения. Одним из них была вера в то, что заработок человека более или менее точно соответствует его вкладу в благосостояние и преуспевание общества... Когда он узнал, что его сын в возрасте 27 лет, отработав всего два года, получает уже 225 тысяч, его вера в деньги пошатнулась. Он только недавно оправился от шока. Я – нет. Когда вы, подобно мне, сидите в центре того, что было, пожалуй, самой абсурдной денежной игрой за всю историю мира, и зарабатываете вне какой-либо связи с вашей полезностью для общества (мне-то хотелось бы думать, что я получал только то, что заслуживал, но это было не так) и когда вокруг вас сотни столь же не заслуживающих этого людей загребают деньжищи быстрее, чем их можно сосчитать, что делается с вашей верой в справедливость доходов?»

Это привело его к душевному кризису, затем протесту, который произвёл большое впечатление на Америку рубежа 90-х. Книга Майкла «Покер лжецов» стала бестселлером и побудила писателя Тома Вулфа создать превосходный роман «Костры амбиций». Два этих сильных американца, которых никто не рискнёт назвать неудачниками, стали голосами старого мира, предупреждающими: Конец света уже наступил, в религии денег нет места не только для Бога, но и для человека.

Сегодня Греция – колыбель нашей цивилизации, колыбель христианства – оказалась печальной свидетельницей этого обвинения. Понятно, почему Майкл Льюис не мог туда не приехать. Но среди краха он нашёл то, о чём мог только мечтать последнюю четверть века, – Афон и умнейшего финансиста, который совершенно не верит в деньги, молится Богу по десять часов в сутки и, похоже, совершенно счастлив.

* * *

Льюис ожидал, что монахи попросят согласовать с ними публикацию. Не попросили, будто зная всё наперёд. Вера сделала их свободными и спокойными. Монахи не ошиблись: статья Льюиса заканчивается выводом, поразившим, наверное, его самого. Он понял, что происходит с Грецией: «Страна не ведёт себя как коллектив (братство), – пишет Майкл. – У её граждан нет монашеской интуиции. Они полностью отделены друг от друга, преследуя собственные цели за счёт общего блага».

Напомню, что Ватопед – это общежительный монастырь, там умеют делать то, что современный мир делать отучился: носить тяготы друг друга. Из виновника случившегося с Грецией Афон превратился для Майкла Льюиса в идеал, оглянувшись на который, греки вновь обретут свою путеводную звезду. И не только они.

Владимир Григорян, газета "Вера - Эском"


НЕЛЬЗЯ БРОСАТЬ СВОИХ

Недавно поспорил с одним из самых близких своих друзей. Его возмутило поведение российских протестантов и мусульман, потребовавших закрытия телеканала «2х2». Разговор наш воспроизвожу по памяти, смысл был такой:

– Чем им досадил «2х2»? – уточняю.

– Показывает мультфильмы, где много насилия и симпатии к гомосексуалистам.

Ответ этот заставил меня остолбенеть. Мой друг – прекрасный, далеко не глупый, добавлю, православный человек. Но либерал. И это просто поразительно, как отвлечённая идея, непонятным образом залетевшая в голову русского человека, способна завинчивать его мировоззрение. Рассердился я, конечно, но моралите читать было бесполезно, поэтому силы нашлись только для иронии:

– Понятно. Разделяю твой гнев. Без уважения к... гомосексуалистам (я немного иначе выразился) и привычки к насилию наши дети вырастут не вполне полноценными людьми.

– Никто не мешает родителям запретить детям смотреть это.

– Во-первых, невозможно уследить за всем. Во-вторых, телеэфир – это общественное пространство, так же как остановка автобуса или школьный класс. И загаживать его – это вовсе не личное дело матерщинника или телевизионщика. Ты же сам понимаешь, что так считает у нас 90 процентов населения.

– Проценты не аргумент, я много чего могу перечислить, что эти 90 процентов готовы поддержать и что тебе совсем не понравится, – отвечает друг. – В конце концов, сотри этот канал из памяти телевизора – и дело с концом.

– А кто защитит детей, родителям которых всё по барабану? Принесём их в жертву идее? Ты сокрушаешься о том, что у нас народ равнодушен к свободе, но ведь ему просто выбора не оставили. И ты вот сейчас не защищаешь, а гробишь эту самую свободу, прививаешь к ней отвращение.

На этом спор наш прервался, хотя мысль, которая двигала моим другом, была серьёзнее, чем можно вывести из приведённых здесь доводов. Попробую её сформулировать. Каждый родитель сам должен бороться за своих детей и закрывать «2х2» в индивидуальном порядке. А все общественные акции под лозунгом «Закрыть!» лишь расслабляют. Если шире брать – каждый человек сам должен выходить из своих экономических затруднений, не надеясь на государство, и так далее. Должно вырасти поколение граждан, сильных людей, только они могут спасти страну. Всё правильно, но...

Как быть со слабыми? О нет, мой друг на практике всегда придёт им на помощь. А вот в теории... Там другие веяния.

Вспоминается рассказ, как во время геноцида армян в Турции некий крепкий хозяин смог спасти свою семью и даже часть имущества, но оставил на верную смерть старую, больную сестру. И когда кошмар, казалось бы, оказался позади, этот сильный армянин вдруг понимает, что сердце его осталось там, вместе с сестрой, которая в какой-то момент показалась ему «лишней». Не спасся он. И не построить нам никакого гражданского общества, бросив тех, кто не может за себя постоять.

Одной из причин гибели знаменитой шестой роты в Чечне семь лет назад стало то, что десантники не могли оставить своих раненых, отступить, когда стало ясно, какая сила на них прёт. И был подвиг майора Достовалова и 15 его бойцов, которые вообще не должны были находиться на той высоте – 776,0. Но там были их друзья. Узнав, что они погибают, отряд прорвался к своим и полёг там в полном составе. У этих ребят из 4-й роты было сто шансов из ста уцелеть, отсидеться. Они не уцелели.

Другой подмоги шестая так и не получила. 20 часов шёл бой, можно было даже из Владивостока подбросить войска, но помощи не было. Как чеченцы отреагировали на случившееся – понятно. Во всяком случае, те, кто не был в том бою. А кто был – предпочитают отмалчиваться. Как признаёт сайт сепаратистов «Кавказ-центр», не любил о нём рассказывать и Хаттаб, что-то неприятное, поразившее его, случилось под Улус-Кертом. Поэтому «Кавказ-центр» предпочитает жутковато-забавные фантазии. Вот читайте, чёрным по белому: «В горах соотношение 1:20 – нормально. Каждый, кто воевал в горах, скажет, что при таком соотношении чеченец вступает в бой практически не задумываясь, инстинктивно. Так атаковали печально известную 6-ю роту ВДВ на высоте 776,0 в районе Улус-Керта».

Здесь всё, правда, наоборот. Один десантник противостоял двадцати боевикам. И эта история легла, конечно, ещё одним пятном на идею либералов, что русский народ окончательно выродился. В отличие, скажем, от гордых чеченцев. Я не утрирую. Около месяца назад известная журналистка Юлия Латынина создала, наконец, либеральную версию случившегося:

«Отряда в две тысячи боевиков не бывает. Такому отряду жрать будет нечего, и он будет заметён. В том и специфика партизанских боёв, что группы боевиков редко превышали сто человек, а бывало и пятнадцать, и десять – этого вполне хватает для внезапной засады и мгновенного отхода. А как только исчезает мифический «отряд в 2 тыс. человек», то исчезает и всё остальное... Хаттаб сделал в том бою ровно то, что намеревался. Скрытно подошёл с небольшим отрядом и перерезал беззащитную, брошенную в ущелье без прикрытия, почти не имеющую боевого опыта, даже не окопавшуюся роту... Хотя героев в обеих чеченских войнах было довольно – со стороны чеченцев...»

Кем же были десантники шестой роты? «Жертвами – да. Героями – нет», – пишет Латынина. Проще говоря, по её мнению, ребят перерезали как баранов. Что тут скажешь, если даже «Кавказ-центр» утверждает: «1300 моджахедов шли со стороны Шатоя...» И добавляется, что «ни Шамиль, ни амир Хаттаб никогда не скрывали того, что десантники оказали тогда ожесточённое сопротивление».

Вот тебе и «мифический отряд...», который «перерезал беззащитную...». Латынина переплюнула даже легенды самих сепаратистов, какое-то смутное уважение всё-таки проявивших к шестой роте. А тут взяла и просто растёрла их в ничто. И ведь она не русофобка. Она не испытывает к нам неприязни, мы для неё просто никто. Она либералка в последней, пещерной, стадии. Слабым – смерть. Только сильные имеют право на существование. 6-я рота как-то выпала из этой концепции, и Латынина её походя «уничтожила», вслед за теми генералами, которые бросили десантников на погибель, олигархами, которые финансировали Басаева, и так далее, несть им числа – «сильным». И майор Александр Достовалов для них не просто враг, а смертельный, способный одним марш-броском унизить, свести на нет всю их идеологию, обесценить все оправдания простым как дыхание: «Не в силе Бог...»


ПЛЮС ЧИПИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ...

До сих пор я не без иронии относился к такой, например, угрозе, как чипизация. Сознавая опасность ювенальной юстиции, не думал, что это как-то всерьёз грозит нашей стране. Казалось, что антихристианизация России, мира – какая-то отдалённая опасность. Но в последнее время я всё больше в этом сомневаюсь.

На всемирной выставке научных достижений «ЭКСПО-2010» в Шанхае от имени России в качестве чуть ли не основы экспозиции был презентован форсайт-проект «Детство-2030». Реализуется он на базе Общественной палаты РФ. Заявляется, что благодаря этой инициативе нам удастся вырваться в ряд высокоразвитых стран.

Что такое форсайт? Foresight по-английски – «взгляд в будущее», но суть тут не только в прогнозировании, но и в формировании будущего. Задачи ставятся на десятилетия вперёд. Мобилизуются самые разные люди, от рядовых потребителей до государственных деятелей, от представителей СМИ до руководителей крупных научных центров. Для нас, правда, ничего оригинального здесь нет. Именно форсайт-проектом было строительство коммунизма в отдельно взятой стране. Но для Запада идея, что можно планировать отдалённое будущее, оказалась в новинку. И вот теперь она вернулась к нам в новой упаковке.

Вопрос: что за будущее нам готовят руководители проекта «Детство-2030»? Из чего при этом исходят? Когда мне начали объяснять это на словах, я не поверил. Нашёл документы, начал читать... Всё оказалось хуже, чем можно представить.

Суть идеи: ребёнок должен быть максимально изолирован от родительского влияния и перевоспитан в разного рода кружках и группах. Цель этих усилий – создание «креативного класса», так как, по мнению авторов проекта, для достижения конкурентоспособности страны в современном мире нужны «даже не добропорядочные граждане», а люди совершенно нового типа.

Что этому мешает? «Обывательский подход к тематике детства», – объясняют нам, и в частности такие стереотипы, как: «родители любят своих детей», «родительская любовь заложена природой на уровне инстинкта – это тайна природы, недоступная разуму».

Разве нет? Оказывается, нет. Нас пытаются уверить, ссылаясь на «экспертов», что «реальное положение дел состоит в том, что родители в большинстве своём равнодушны к своим детям и воспринимают воспитание своего ребёнка скорее как обязанность».

Или вот другой обывательский стереотип: «дети должны жить в семьях».

«Семейная структура резко тормозит развитие детей», – поясняют в ответ авторы «Детства-2030». Традиционная (нуклеарная) семья, по их мнению, быстро отмирает, но всё ещё цепляется за жизнь. Нужно помочь ей окончательно сойти со сцены. «Законодательство направлено на сохранение нуклеарной семьи, – жалуются авторы, – в то время как общество всё чаще отказывается от неё и изобретает всё новые формы совместной жизни».

Очень подробно расписывается, как погибает наша страна из-за своего традиционализма, как она всё больше отстаёт в развитии, и даже пятидневную войну Грузии мы, оказывается, не выиграли, а проиграли, не имея современной техники. «Авиация, машиностроение, космос, связь – отрасли, в которых мы традиционно сражались за лидерство, – уже не наши», – внушают нам, хотя многие наши военные самолёты по-прежнему лучшие в мире, а половина Международной космической станции создана в России. Это называется «развести публику», приём чисто мошеннический, смысл которого – убедить нас, что авторы проекта «Детство-2030» не кто иные, как спасители Отечества. Они дадут нам всё (не бесплатно, конечно), если мы согласимся на их услуги по изготовлению креативных детей. Изготовлению в прямом смысле этого слова.

По словам организаторов проекта, в 2025 году можно будет:

– запрограммировать способности и характеристики детей;

– способности ребёнка можно увеличивать за счёт генной модификации и чипизации.

Поясню, что такое чипизация в их представлении. Через внедрённый в тело жертвы (ребёнка) чип можно будет закачивать непосредственно в мозг колоссальные объёмы информации. В научной фантастике таких людей называют киборгами.

Разумеется, родителей к этому необходимо готовить заранее. Для этого в общество будут внедрены роботы-дети. Это «может привести к развитию систем компетентного родительства – на роботе удобно тренироваться быть мамой и папой» креативного ребёнка. Необходимость детям иметь родителей, а родителям – детей для авторов проекта аксиомой не является. Поэтому время от времени они выдают идеи типа: «Вместо детей можно будет заводить роботов или виртуального ребёнка», «воспитанием и уходом за детьми могут заниматься роботы».

Думаю, нет смысла доказывать, что во главе проекта стоят люди не вполне, как бы это выразиться поделикатнее, адекватные. Нельзя сказать, что они этого совершенно не сознают, горько жалуясь:

«Однако подобные вопросы, как, например, о родительской любви, в обществе в значительной степени табуированы. Их нельзя обсуждать публично, не рискуя прослыть маргиналом или сумасшедшим».

Безусловно, авторам удалось и то, и другое. И если бы не поддержка Общественной палаты и Правительства России, нам было бы просто нечего обсуждать – мало ли болящих на свете. После появления первых возмущённых статей в православной прессе члены Общественной палаты откровенно испугались, заявив: «Проект «Детство-2030» не относится к деятельности ОПРФ. Он существует сам по себе».

Это неправда. Проект возник по инициативе Общественной палаты РФ и благотворительного фонда поддержки молодёжных инициатив «Моё поколение», о котором стоит сказать пару слов. Он был создан в 2005 году президентской администрацией по инициативе Владислава Суркова, и очень влиятелен. Возглавляет фонд Алина Радченко, запомните это имя. Она же руководит Аппаратом Общественной палаты, она же придумала и проталкивает проект «Детство-2030». В прошлом Радченко была советником заместителя Председателя Правительства РФ, впоследствии – советником Управления Президента РФ по внутренней политике. Поясню: это птица очень высокого полёта, один из самых молодых и перспективных лидеров страны.

Вот как она ответила на вопрос, что побудило её заняться проектом «Детство-2030»:

– Я живу, чтобы создать рай на земле (улыбается). Наверное, каждый об этом мечтает. Я занималась бизнесом, политикой, потом нащупала самый короткий путь к раю.

Комментарии излишни. Для нас важно сейчас понимать следующее. После того, как презентация проекта вызвала скандал, из него уберут наиболее раздражающие моменты. Объяснят, что он был «немного сыроват». Возможно, даже перестанут говорить, что традиционная семья – это прошлое.

На самом деле создатели новой идеологии просто проболтались.


ФОРМА ОДЕЖДЫ: ИЗЯЩНАЯ

Что такое дресс-код?

Опубликованное 18 января агентством «Интерфакс-религия» Обращение к обществу протоиерея Всеволода Чаплина, предложившего ввести негласный дресс-код для россиян, вызвало просто шквал эмоций в стране. Этот отклик стал своего рода диагнозом умственного и морального состояния соотечественников, числящих себя цветом нации. «Неплохо, что сейчас компании, вузы, школы вводят у себя дресс-коды, – сказал о. Всеволод. – Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять). Думаю, доживём мы и до тех времён, когда из приличного места неприлично одетую особу или того самого типа в трениках будут выводить. Ну, или уважающие себя люди будут в таком месте откланиваться и удаляться. Думаете – утопия? Да нет, скоро придётся привыкать».
Поясню, что такое дресс-код. Это свод неписаных, а иногда и писаных правил того, как одеваться в разных ситуациях. Скажем, если на концерт классической музыки человек придёт в мятых трениках и тапках, его, возможно, пустят в зал, но относиться к нему будут соответственно. А вот в ресторан, скажем, ему хода вообще не будет.
В нашей стране с дресс-кодом дела обстоят своеобразно. Например, некоторые женщины склонны одеваться так, словно подражают дамам лёгкого поведения. И этим они время от времени провоцируют насилие по отношению к себе. Дело здесь не в степени обнажённости. Скажем, на пляже женщины тоже не вполне одеты, но там так принято. А когда девушка на улице всем своим внешним видом даёт понять, что моральных норм для неё не существует, некоторые мужчины воспринимают это как сигнал к действию. Между тем многие из девушек всего лишь кому-то бездумно подражают и, более того, убеждены, что таким образом движутся к замужеству. Объяснить им, что цокают они в противоположном направлении, довольно трудно. Как объяснить им это, не вызвав отторжения, какие подобрать слова?

О «насаждении»

Об этом, мотивируя своё предложение, написал отец Всеволод Чаплин. Ну и началось, конечно! Во-первых, его совершенно не поняли. Вот что сказала по этому поводу зампредседателя Госдумы Любовь Слиска: «Я верующий человек, но думаю, вводить жёсткие правила того, как одеваться, не нужно». Ей вторит глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов: «Бессмысленно что-то насаждать».
То есть такого понятия, как общественный договор, для них не существует. Предложение мужчинам не ходить одетыми как гопники, а женщинам – как «дамы полусвета» кажется им прелюдией к введению жёстких мер. Это показывает, до какой степени у нас отсутствует гражданское общество – нет даже представлений о том, что это такое.
На самом деле здесь мы имеем дело с типичной реакцией обывателя, в том числе более или менее образованного, иногда облечённого властью. Он не свободолюбив, просто боится перемен, пусть даже и к лучшему. Любые действия общества, даже если они направлены против абортов, пьянства, распущенности, вызывают в нём страх. Вот, к примеру, заходит речь о безнаказанном распространении алкогольных суррогатов. Здесь ведь невозможно обойтись без каких-то запретов. Но обыватель пугается: «А вдруг мне бокал шампанского на Новый год запретят?!» Пожертвовать страной ради шампанского (которое на самом деле никто не собирается отнимать) – это для него естественная линия поведения. Подстраховывается.
В этом смысле характерна реакция на предложение отца Всеволода главы Московской Хельсинкской группы 83-летней правозащитницы Людмилы Алексеевой: «Ерунда какая-то. Пусть человек как хочет, так и одевается. Потом они будут говорить, что нечего женщинам красить губы... Предлагают православный дресс-код. Потом ещё какой-нибудь дресс-код придумают. Я сама не хожу ни в мини-юбках, ни в декольте. Но кому какое дело, как человек одевается? В советское время ловили сначала за узкие брюки, потом за широкие брюки, ловили женщин с обнажёнными плечами. Нельзя всё время придумывать ограничения».

«Планета обезьян»

Своё мнение поспешили высказать «продвинутые» представители творческой интеллигенции. «Дресс-код, к которому призывает протоиерей Всеволод Чаплин, – это наезд на частное пространство женщин, на их права и свободы, – заявила писательница-феминистка Мария Арбатова. – Выступление протоиерея упирается не в одежду, это очередная попытка расширить влияние РПЦ МП за рамки приходского забора».
Разумеется, над предложением отца Всеволода немедленно начала иронизировать праздношатающаяся по различным интернет-форумам публика. Вот несколько цитат, заимствованных с одного из сайтов:
«РПЦ: очень простой дресс-код: Ряса. Подрясник. Цепь с крестом».
«Пусть бы РПЦ занималась духовными делами. А с дресс-кодами мы как-нибудь сами разберёмся».
«Дресс-код может быть установлен служителями для посещения храмов. В остальном каждый сам для себя вправе решать, что и как ему носить. Никакого вмешательства церкви в это недопустимо».
«Учитывая то, как у нас церковь сращена с государством, я ничему не удивлюсь».
...Ну и так далее, с упором на то, что священник не имеет права лезть в светские дела. Всё это привело в некоторую оторопь одного из форумчан, православного воркутинца Бориса Дубнова, живущего сейчас в Америке.
«Что же такого крамольного сказал протоиерей? – спросил он. – Поразительна, кстати, позиция недоумков, которые отказывают протоиерею в праве на высказывание собственных мыслей только потому, что он священник. Сами при этом считают себя вправе судить обо всём и в обществе, и внутри Церкви. Они напоминают мне обезьяну из фильма «Планета обезьян»: «Я за свободу слова, если только они (мои противники) заткнутся»».
Ответа на его замечание не последовало. Помолчали, и снова начали про выдуманное «сращивание» Церкви с государством.

Про борьбу с «антинародным режимом»

Если говорить о правозащитном движении, то его консолидированное отношение высказал один из Коми журналистов, вставших на путь борьбы с властью: «Неуместность говорильни по поводу внешнего вида тем очевиднее, что церковь молчит о мерзостях власти, которые стали невыносимыми».
И здесь мы опять возвращается к вопросу о гражданском обществе. Первые десять лет после распада СССР представители патриотического движения и разного рода православные ревнители обвиняли Церковь в том, что она не борется с «антинародным режимом». Ждали-ждали, когда Патриарх Алексий призовёт страну к восстанию, не дождались. Вторые десять лет уже либералы обвиняли (и продолжают обвинять) Церковь в том, что она так и не борется с правящим режимом. Но на самом деле эти обвинения раздаются около двадцати веков. Уже Христом были недовольны из-за того, что Он не призывал бороться с властью.
А между тем отец Всеволод предложил единственно возможный путь по исправлению этого самого многотысячелетнего «антинародного режима». Указал начало пути по превращению толпы в общество. Потому что только общество совместными усилиями способно влиять на власть, на преступность, на что бы то ни было. И начать лучше с малого, потому что на большее мы пока не способны. И что? Именно те люди, которые больше всех говорят о необходимости создания гражданского общества, яростнее других нападают на Церковь. Дело в том, что они боятся конкуренции с её стороны: мысль о том, что Церковь сможет объединять россиян, совершенно не устраивает их.

Чаплин или Чапман?

«Развязный внешний вид и развязное поведение, – сказал отец Всеволод, – прямая дорога к несчастью. К пустым «любвям на один раз». К краткосрочным бракам, за которыми тут же следуют крысиные разводы. К сломанным судьбам детей. К одиночеству и безумию. К жизненной катастрофе».
С этим, казалось бы, невозможно не согласиться. Ведь всё это сплошь и рядом происходит на наших глазах. Слова скорбные, сильные. И не случайно, что попытка их оспорить смогла выявить какие-то страшные вещи в нашей жизни.
Речь идёт о публикации в газете «Московский комсомолец», автор которой заявил: «Мы живём в мире, где множество известных, успешных и счастливых женщин прямо опровергают тезисы отца Всеволода о том, что их “развязный внешний вид и развязное поведение – прямая дорога к несчастью”. Возьмите, к примеру, Анну Чапман, прелестями которой украшены журналы для мужчин. Уважаемый человек, государственные награды, высокая зарплата, известность, популярность. Где у неё несчастья? Где её “одиночество и безумие” и “жизненные катастрофы”? В приложении к Анне Чапман дресс-код от Чаплина выглядит особенно смешно и глупо. Сразу становится ясно, что его посыл о бедах, подстерегающих откровенно одетых женщин, безнадёжно устарел и не выдерживает критики».
Здесь мы видим настоящий гимн, использую старинное слово, блудницам, сменивший на страницах газет гимны дояркам. Отношение к священникам при этом не изменилось. Каким оно было в 1919 году, каким было при Хрущёве, таким и осталось. Подспудно внушается мысль, что о.Всеволод не имеет права показывать носа за пределы храма. Пусть внушает прихожанам что угодно, а к нам, передовым и мыслящим, не суётся.
И вот это сходство комсомолии прошлого с нынешними либеральными «комсомольцами» усугубляется вот какой историей. На недавно прошедшем IV съезде «Молодой Гвардии» упомянутая Анна Чапман, недавно раскрытая российская разведчица в США, вошла в общественный совет партии «Единая Россия». Ей поручили заниматься патриотическим воспитанием. Это произошло уже после того, как она снялась в откровенных фотосессиях для журналов «Maxim» и «Жара». Чего не сделаешь из патриотизма?
Сейчас другие герои, «Московский комсомолец» в этом совершенно прав. Как прав и отец Всеволод. Подражая Чапман, бессчётное множество девушек узнает, что такое крысиные разводы и сломанные судьбы детей, и безумие, и одиночество. Но это неудачницы, мусор для нынешних идеологов, новых хозяев жизни. Лес рубят – щепки летят.

За что боролись?

Когда я вижу на фотографиях, как одевались до революции наши гимназисты и школьники 50-х, честное слово, зависть берёт. Этого времени я не застал.
Что такое дресс-код, впервые я узнал в школе, когда директор не пустила меня на уроки, потому что я пришёл в джинсах. Она сказала, что это одежда американских рабочих. Я решительно не мог понять, чем плохи американские рабочие. Не буржуи ведь. Я не считал, что мы должны ходить в школу в форме. Тем более она казалась мне неудачной; синие те костюмчики я до сих пор вспоминаю без энтузиазма. От этого запрета осталось не очень хорошее впечатление. Но когда гляжу на нынешних учеников, то с тоской думаю: «За что боролись?» Учительница дочери жалуется мне: «Ходят полуодетые, мёрзнут, болеют, а нам запрещено делать им замечания».
Мы будто нарочно бросаемся из одной крайности в другую. По поводу джинсов мне пришлось спорить не только с директрисой. Спустя несколько лет меня с пристрастием допрашивали на этот предмет уже на бюро райкома комсомола. И всё это, конечно, ничего, кроме гнева, не вызывало. Поэтому хорошо понимаю тех, кто не желает возвращения к подобному. Я и сам этого не хочу.
Но вот другая история, изменившая моё отношение к дресс-коду. Произошла она в 1988 году в посёлке Озъяг Коми АССР, где наш студенческий стройотряд возводил жилой дом. И там один сокурсник отправился на танцы в розовых шортах. Эдакая столичная штучка. Спустя какое-то время подходит к нам мрачный участковый, просит «этого в розовом» куда-нибудь спрятать. Потому что молодёжь местная очень на него сердита и даже собирается бить. То есть уже и побила бы, если бы не опасалась нас – других стройотрядовцев. После того как шестнадцать часов в день поупражняешься с топором да потаскаешь мешки с цементом, невольно начинаешь внушать уважение.
Что касается нашего легкомысленного однокурсника, то он работой себя особо не утруждал. Избыток нерастраченной энергии и повлёк его на дискотеку. Ну, и вид он выбрал соответствующий – курортный. А молодёжь поселковая восприняла это как оскорбление. Решила, что студент пришёл в трусах с нашитыми зачем-то карманами. И мы ребят, надо сказать, поняли. Увели нашего товарища, наказав ему на танцы больше не соваться. Даже в пальто. Уж больно здесь на него сердиты.

Что, собственно, делать?

То есть, когда государство или партии что-то навязывают, это совершенно бесперспективно, зато общество способно устанавливать правила быстро и успешно. Проблема в том, что оно уже двадцать лет находится в невменяемом состоянии.
Способна ли Церковь вылечить общество? А ведь больше и некому. Боюсь, что опыт отца Всеволода оказался неудачен. Возможно, потому, что священник обратился не столько к обществу, сколько к общественности. В том числе к тем членам бюро райкома комсомола, которые меня терроризировали за джинсы, а теперь, возможно, с тем же пылом пропагандируют провалившуюся шпионку Чапман.
Нужны какие-то действия, которые могут привести к успеху. Вряд ли яростная борьба ждёт нас, если удастся создать и предложить по-настоящему красивую, недорогую форму для школьников. Поймут люди и сельского батюшку, который предложит всем миром выступить за то, чтобы девушки и парни одевались прилично. И это не мелочи, а как раз одно из тех дел, которые способны послужить нашему объединению.
Помню, как мы яростно спорили в школе, прочитав у Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...» «При чём тут одежда?» – думал я. А недавно увидел подборку фотографий, как одеваются американцы. Безобразно. Такое впечатление, что люди за собой совершенно не следят.
На самом деле Россия – одно из немногих мест, где люди стараются одеваться прилично, где на улицах можно увидеть множество со вкусом одетых женщин и мужчин. Но фривольные наряды у нас – не столько издержки смелости самовыражения в одежде, сколько путь к серым, мятым штанам, растянутым футболкам. К этой крайности мы обязательно придём, если не определимся, как должен быть одет человек, чтобы радовать, а не огорчать окружающих.

 


На главную страницуПравославная блогосфера