На главную страницу

 Поделись ссылкой с друзьями

Евгений Вологин: «Лично мне воцерковленность только помогает»

- Дорогой Евгений Анатольевич, Вы являетесь весьма известным деятелем в общественной жизни Республики Коми, занимая ответственные должности заместителя председателя Общественной Палаты, заведующего кафедрой Ухтинского государственного технического университета, председателя регионального отделения партии «Правое дело», но при этом, прежде всего, Вы - православный церковный человек. По Вашему мнению, насколько трудно в современное время совмещать общественную деятельность с обязанностями православного христианина?

- Лично мне воцерковленность только помогает. Я полагаю, что если у человека есть внутренний стержень, тем более, вера в Бога, то ему в любой жизненной ситуации не только проще и вернее ориентироваться, но и преодолевать любые неприятности. Как говорил православный русский патриот генерал Лавр Георгиевич Корнилов, - «чем больше трудностей – тем смелее вперёд!». Вера в Бога как раз и способна придать человеку осмысленную решимость в его начинаниях, помочь разобраться в существе своих поступков как совершённых, так и предполагаемых. Мне близка точка зрения Сёрена Кьеркегора, утверждающего, что вера в Бога способна преодолеть для человека абсурд любой жизненной ситуации, любую земную ограниченность. То, что мы в повседневной жизни сталкиваемся и с ограниченностью земных норм, например, с понятием так называемого «престижа», а то и с неприкрытой абсурдностью различных жизненных ситуаций, отрицать сложно. Но ещё более сложно существовать в этих ситуациях без веры в Высший Смысл, в Вечность, в незыблемость Добра и Справедливости. А вера в подобные ценности без Бога невозможна.

- В какой храм обычно ходите? Удается ли ездить в паломничества, посещать святые места?

- В Ухте, к сожалению, не так много храмов, как хотелось бы. Я стараюсь посещать каждый из них - храм Святого равноапостольного Стефана Пермского, храм Покрова Пресвятой Богородицы. Очень хорошо, что в УГТУ был открыт храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Когда появляется новый храм – это всегда хорошо, а наша университетская церковь ещё и расположена совсем рядом с моим домом. Так что получается, что сам Господь располагает к более частому посещению храма.

В паломнические поездки давно не ездил. Но в 90-е гг. удалось объездить почти всю центральную Россию, левобережье Украины и Крым. В свою первую паломническую поездку в Оптину Пустынь отправился ещё в советское время, когда эта обитель только начала возрождаться. Я с друзьями жил в монастырской гостинице около месяца и помогал отстраивать монастырь. У меня не было каких-либо навыков строителя и плотника, но работа удивительно спорилась. Усталости совсем не ощущалось. Помню, мы восстанавливали крышу одной из монастырских построек на довольно приличной высоте совсем без страховок, но ни у кого не было никакого страха. В Оптиной было много людей: и паломников, и таких добровольных помощников, как наша группа. Мы не только посещали службы, молились и помогали монастырю, но и чрезвычайно интересно проводили время в беседах с монахами, друг с другом. Действительно духовная близость роднит людей, и я полагаю, что это - наивысший уровень взаимопонимания. В таких поездках я приобрёл много друзей, с которыми поддерживаю связь по сей день.

Кроме Оптиной пустыни на довольно длительное время мне удавалось останавливаться в Киево-Печёрской Лавре, Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Святогорской Лавре в моём родном Донбассе (тогда ещё монастыре), в Боровском Пафнутьевом монастыре. Мне удалось побывать во всех московских и петербургских монастырях. Бывая в Москве даже проездом, всегда посещаю Елоховский собор, который я считаю родным для себя потому, что посещал его ещё во время службы в Советской армии, благо место моей службы было недалеко от собора.

- Знаете историю своих предков? У Вас верующая семья?

- Мои родители родом из Великого Устюга. По папиной линии мои предки крестьяне, по линии мамы – купцы. Мои родители были членами КПСС, но всегда уважительно относились к церкви и были крещены. Впервые я побывал в храме благодаря моей бабушке – Галине Константиновне, когда мне было 8 лет. Я не могу сказать, что то, увиденное, как-то глубоко повлияло на меня тогда, но я столкнулся, по сути с иной жизнью и это встреча имела последствия в дальнейшем.

- Давайте теперь поговорим о политике… Кто вы по своим политическим убеждениям, какой путь развития считаете приемлемым для России? Насколько могу судить, Вы – убежденный государственник? Хотя я не очень разбираюсь во всех оттенках политического спектра, но, по-моему, раньше партия «Правое дело», председателем регионального отделения которой Вы являетесь, называлась «СПС – Союз правых сил» и придерживалась весьма крайних либеральных взглядов?

- Я считаю себя убеждённым государственником. Что бы там ни говорили, но в истории России именно сильное государство оказывалось способно дать и надёжную защиту, и приемлемый уровень жизни народу. Когда же государство слабело или разваливалось из-за междоусобиц, то и народ страдал. Абсолютное большинство людей в России это понимают, считая, что недопущение очередной смуты - одна из главных целей политики. Надо, чтобы этим исторически укоренённым государственничеством народа не злоупотребляли политики, помня, что русский народ ещё и народ с богатыми революционными традициями.

Считаю, что для России тот путь исторического развития приемлем, который делает нашу страну мощной, динамично развивающейся, способной обеспечить своим гражданам высокий уровень жизни, не допустить смуту или какое-либо нарушение общественного мира. Путин как-то хорошо сказал, что он хотел бы видеть Россию конкурентоспособной. Мировой опыт показывает, что подобной цели модно достигнуть только на основе гибкого идеологического синтеза: национально-культурной традиции и модернизации, а также всех социальных, политических, культурных, экономических элементов, которые доказали свою эффективность особенно в наших условиях, например, система образования и социальных гарантий. Даже в годы «холодной войны» многие на Западе говорили о необходимости конвергенции двух систем, но у нас в известное время опять победили радикалы и результат также известен. Кстати, многие из них потом входили в СПС.

«Правое дело» имеет лишь номинальное отношение к СПС. Сейчас, кстати, в партии проходит широкая дискуссия о смене идеологической ориентации в сторону почвеннических ценностей. Классический либерализм мне представляется отнюдь не какой-то универсальной концепцией, но прежде всего идеологическим продуктом одной из мировых цивилизаций и наиболее эффективен он именно в контексте ценностей породившей его цивилизации. Нигде, кроме Запада, либерализм не существует в «чистом виде», и в России он повлёк много бед, вернее, не критичное его использование. Но при всём при этом, либерализм всё-таки часть мировой и отечественной культуры. Как писал Н.Бердяев, «в нём есть вечная правда о свободе человека». И целый ряд элементов либерализма, касающихся, например, обеспечения, в том числе и юридического, прав и свобод человека, уважение к личности, уважение к различным точкам зрения и дух дискуссии - всё это представляется мне важным для гармонизации и единства такого сложного общества, как российское. В.Аксёнов говорил, что либерализм важен и для сохранения многообразия культуры, особенно отмечая, что вне либерализма, как показывает мировая практика, возможно только одна точка зрения в какой-либо сфере жизни государства и общества, и не факт, что эта точка зрения будет оптимальной (вспомним наше недавнее прошлое). Но в рамках либерализма существование разных точек зрения вполне естественно и может оказаться очень полезным для всех. Важно при этом, чтобы свободомыслие и индивидуализм не переходили определённые рамки, за которыми начинается разрушение и общества, и государства, и самого человека. И рамки эти должны определяться национально-культурной традицией, основу которой применительно к России составляет Православие.

Что же касается меня, то в партии я состою лишь постольку, поскольку её деятельность считаю полезной для страны. Но никогда партийная идеология для меня не была выше общегосударственных и общественных интересов. Кстати, нынешний лидер «Правого дела» А.Дунаев при личной встрече несколько раз сказал мне, что «Правое дело» не является оппозицией нынешней власти, которую, конечно, можно и нужно критиковать (о чём говорят и высшие её представители), но отрицать то, что она легитимна – значит, по меньшей мере, глубоко заблуждаться и обманывать людей.

- Можно ли говорить о том, что сейчас спектр российской политической жизни стал похож на традиционный расклад политических сил в других странах, т.е. левые – это социалисты, либералы, а правые – консерваторы, сторонники традиционных ценностей?

- Я так не думаю. У нас достаточно специфическая политическая реальность, что обусловлено исторически. Я полагаю, что спор об исторической судьбе России, о том, по каким историческим путям развиваться нашей стране, который продолжается уже не одно столетие, что эта тема и есть главный политический фактор для России. В конечном итоге именно вокруг него происходят политические дискуссии, и разворачивается политическая борьба. Я также полагаю, что это особенность не только России, но и многих не западных стран. Это нормально и объяснимо. Западная политическая сфера достаточно укоренена, они давно уже решили вопрос о путях собственного развития, и именно свой путь развития они считают наиболее оптимальным. Это их дело. Мы же должны относиться к Западу, по метким словам И.Ильина, не как ученики, но и не как учителя. Запад для нас должен быть главным образом средством решения собственных проблем. Т.е., только прагматизм и никакого обольщения и упоения Западом. И кстати, нынешняя открытость нашего общества способствует формированию такого отношения. Всё-таки изоляционизм в нынешних условиях контрпродуктивен.

- Помните, как у Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка»? В прошлом году приблизительно в это же время в столичных мегаполисах собирались протестные митинги, с тех пор получившие название «болотных». Каково Ваше отношение к так называемой оппозиции, к ее лидерам и их идеологии?

- Не раз уже говорил и писал об этом, что отношение очень плохое. Грибоедов говорил о декабризме: «Колебание умов ни в чём не твердых». О сегодняшних оппозиционерах так уважительно не скажешь, так как их умы «тверды» прежде всего в оголтелой русофобии и презрительнейшем отношении к России и ко всему, что связано с её величием, в том числе и к РПЦ.

Идеология болотной оппозиции есть новое издание старой темы – идейно обоснованной русофобии как инструмента борьбы с исторической Россией – мощным и независимым государством. О лукавстве нынешних оппозиционеров, об их политической ангажированности и нравственной нечистоплотности я и говорить не хочу – и так всё ясно. Я хочу сказать о том, что многовековая идеологическая война против России ведётся именно Западом, (обратите внимание, другие цивилизации и центры силы в ней не участвуют, хотя у нас есть с ними разногласия) поскольку Запад видит в нас именно исторического идеологического конкурента. Православная и советская Россия, в отличие от других цивилизаций, не только многократно демонстрировала Западу свою военно-политическую мощь, которой было достаточно, чтобы поставить Запад на край гибели, но и оказывалась способной создавать привлекательную для многих народов систему ценностей. Россия, не предлагая другим народам расизма, фашизма, сегрегации, геноцида, в то же время демонстрировала альтернативный западному путь успешного исторического развития, что было особенно очевидно в советский период. Поэтому многие страны так называемого «третьего мира», освободившись от колониализма, вполне искренне выбирали социалистический, а не либерально-капиталистический путь развития. Цена поражения в «холодной войне» - историческая гибель Запада как особой цивилизации, и этот сценарий был возможен благодаря России. Вызова такого масштаба Западу никто не предъявлял, и это не могут простить нашей стране. К тому же стана наша чрезвычайно богата, что приобретает особое значение при растущей проблеме дефицита природных ресурсов.

Новую смуту Россия может не пережить, и новую смуту ни в коем случае нельзя допустить.

- Совсем недавно удивился, с каким бурным негодованием люди определенного склада ума встретили Ваше высказывание в интернете в поддержку предоставления российского гражданства знаменитому актеру Жерару Депардье. Так и не понял, что они увидели в этом плохого?

- Опасная современная тенденция – модно ругать власть. Причём несмотря ни на что. Представьте, какой была бы реакция, если бы Путин не предоставил гражданство Депардье? Хвалили бы его? Конечно, нет! Ругали бы за то, что не предоставил. Такое уже было на рубеже XIX - XX вв., когда критическое отношение к власти было своего рода хорошим тоном. Чем это закончилось для самих «критиков» - известно. Похоже, многих история ничему не учит.

Что и кто увидел в моей позиции плохого, я не знаю, возможно, это какая-то разновидность аберрации зрения. В таком случае это проблемы коряво видящих. Я же считаю, что, если гражданами нашей страны хотят стать столь известные люди, это говорит о привлекательности России. И этим нужно гордиться во все времена. Ведь раньше очень многие известные и талантливые люди стремились приехать в Россию и от этого все только выигрывали. То есть, нечто плохое в моей позиции увидели те, кто нечто плохое желает для России. Но это для меня критерий правильности того, что я делаю и говорю.

- Святейший Патриарх Кирилл в своих проповедях часто призывает мирян, как членов Церкви – Тела Христова активнее участвовать в церковной жизни. Как Вы считаете, в каких служениях, в каких трудах могли бы проявлять себя миряне?

- Я думаю, что наша церковь не откажется ни от какой помощи, ни от какого участия. Но, полагаю, что наиболее ценна победа в духовной брани. Истина в словах величайшего русского святого Серафима Саровского: «Стяжите дух мирен, и тысячи вокруг вас спасутся». Мы видим, каким нападкам подвергается сегодня и наш Патриарх, и наша матушка церковь. Я ни на миг не сомневаюсь, что Русская Православная Церковь, которая устояла в страшных гонениях, устоит и сейчас, а враги её падут к её ногам. Но важно, чтобы не только Патриарх и духовенство отбивали нападки на Православие, но и все православные люди возвысили свои помыслы и дела во благо церкви. Важен личный пример, чтобы все видели духовную чистоту и высоту православного человека. Ну и активно разъяснять всем имеющим уши подлую лживость врагов РПЦ и России, потому как иной раз непротивление злу силою может означать потакание злу, но важно, чтобы противление злу осуществлялось прежде всего силой просветлённого духа православного человека.

- Спаси Господи. Хочется поздравить Вас с прошедшими Великими Праздниками, пожелать Вам и Вашим близким доброго здравия, преизобильной Божией благодати, стяжание которой является целью всякой христианской жизни, и помощи Божией в Ваших трудах!

- Спасибо Вам огромное и за поздравления, и за возможность высказаться по важнейшим для меня вопросам. Ощущать себя полезным родной Православной Церкви для меня чрезвычайно важно, так как нахождение в ней есть для меня основной смысл жизни. Ещё раз Вам огромное спасибо!

Беседовал иеромонах Амвросий (Стрекачев),
главный редактор газеты «Епархиальные ведомости»

30 января 2013 года

Другие способы внести пожертвование  

 

На главную страницу