__ |
Интервью с Его
Высокопреосвященством Митрополитом
Ловечским Гавриилом
Благодарю за приветствие!
Приехал я потому, что на имя нашего Святейшего Патриарха Максима поступило
письмо от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором сообщалось о
желании болгарской диаспоры в Республике Коми иметь своего священнослужителя.
Патриарх Кирилл приветствовал эту идею и просил нашего Патриарха решить
вопрос о назначении священника. Основываясь на решении Святого Синода, я
прибыл в Сыктывкар для встречи с Его Преосвященством епископом Питиримом и
представителями болгарской диаспоры для того, чтобы выяснить на месте
возможность назначения нашего священника в Сыктывкар. Увидеть те условия, в
которых придется жить и нести служение священнику и его семье. Далее мне
предстоит встреча со Святейшим Патриархом Кириллом. По результатам этих
встреч я буду должен сделать доклад в Синоде. И если Синод примет положительное
решение, то мы будем искать священника, который будет готов приехать в
Сыктывкар. Надо сказать, что к этому вопросу у нас отнеслись очень серьезно.
И если болгары, живущие в Коми, захотят строить храм, то с благословения
владыки Питирима он будет построен. В Республике Коми проживает несколько
тысяч этнических болгар, в основном это смешанные семьи. Болгарские мужчины
уезжали на север работать, создавали семьи и оставались здесь жить. А пока, в
случае назначения нашего священнослужителя, он будет нести свое служение под
омофором Его Преосвященства епископа Питирима в одном из храмов Сыктывкара. Владыка, наши народы издавна
связывает братская любовь. К сожалению, сейчас, после развала Советского
Союза, во многих странах восточной Европы - бывших участниках Варшавского
договора, насаждается мнение о русском народе не как об освободителе, а скорее как о народе - захватчике.
Болгарская же Православная Церковь на каждой Литургии поминает Царя
Александра II
и всех русских воинов, павших за освобождение Болгарии от осман. Каково
сегодня отношение болгар к русскому народу и
к России? Мне кажется, что такое мнение
стало насаждаться определенными силами, сразу после освобождения Болгарии от
турецкого рабства. Говорили, что это никакое не освобождение, что единственной
целью России был выход к морю, а не братские чувства к угнетаемому
славянскому народу. Во время коммунистического режима плохо было то, что от
Советского Союза насаждалось богоборчество и атеизм, с другой стороны,
благодаря советской помощи Болгария была сильной страной и имела сильную
армию, а также мощного союзника и экономического партнера. Безусловно, сейчас
в Болгарии есть и антирусские настроения, ведь есть разные политические силы.
Но поскольку ¾ болгар за
хорошие, дружеские отношения с Россией, то и политики отдают себе в этом
отчет. В общем, несмотря на любую антирусскую пропаганду, подавляющее
большинство болгарского народа за дружбу с Россией. Мы православные, и мы
знаем, что Россия самая большая православная страна, Русская Православная
Церковь самая сильная Православная Церковь в мире и существование Вселенского
Православия без Русской Церкви немыслимо. Кроме того, мы очень близкие
славянские православные народы, и нас очень многое объединяет. Конечно, мы
должны всех любить и дружить со всеми народами, но русский народ самый
близкий нам по духу. В нашей Церкви у определенной
группы верующих очень сильны эсхатологические страхи, касающиеся введения в
обращение новых документов, присвоения налоговых номеров, боязнь штрих-кодов,
медицинских прививок. Есть ли такое в Болгарии? По Вашему мнению, подобные
страхи имеют под собой основание или это происки лукавого? Рискуя настроить против себя
некоторых людей, должен сказать, что в этом вопросе я придерживаюсь мнения
старцев, одним их которых был русский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Старцы считают, что все это не является той печатью, о которой говорится в
Апокалипсисе. Когда придет время той самой печати, то каждый точно будет
знать, что, принимая ее, он отрекается от Христа. Диаволу требуется отречение
от Христа, совершенное свободной волей, а не каким-то обманом. Только это
имеет для него ценность. Когда будет предлагаться та самая печать, человеку
прямо скажут, что ценою преимуществ и свобод, которые она дает, является именно
отречение от Христа. Хотя, конечно, сейчас идет подготовка к этому, но еще
раз повторю, что отречься от Христа и принять печать зверя можно только
свободной волей, а никак не случайным обманным путем. Старцы считают, что не
надо бояться всего этого, никто от нас не требовал отречения. На данный
момент это просто лишние страхи. Так говорят старцы, и я с ними согласен. А
вот когда придет то самое время, о котором говорится в Апокалипсисе, тогда
никто не должен отрекаться. То есть без нашего согласия никто
нам не поставит «печать зверя» и не отлучит от Христа? Никто! Как Вы относитесь к современным экуменистическим тенденциям? Нужно ко всему подходить разумно
и с рассуждением. Общение должно быть. Нам можно общаться с представителями
других религий, но не с целью религиозного объединения, а с целью поговорить
об общечеловеческих проблемах. Найти какие-то пути решения этих проблем.
Также возможно общение с целью показать красоту Православия. Но никакие
совместные служения Литургии либо молебнов недопустимы. Отступать от нашей
веры нам нельзя, мы должны скорее отдать жизнь, чем поступиться догматами
нашей веры. Как мне кажется, общая тенденция экуменизма направлена на
объединение всех религий. Цель: одно государство и одна религия, говорят, что
это хорошо, но на самом деле в этом нет ничего хорошего. Мы – Православные
должны стоять в той вере, которую Господь принес на землю, которую
проповедовали святые апостолы, защищали святые отцы на семи Вселенских
Соборах. Но также нельзя удаляться и в другую крайность, говоря, что вообще
нельзя встречаться с инославными. У нас ни к кому нет ненависти, и мы никого
не собираемся насиловать, заставляя принять Православие. Мы любим всех людей
как творение Божие и желаем им всяческого
добра. А вот если мы сможем показать величие и красоту Православия, то
возможно кто-то и захочет со временем принять нашу веру. Когда я еще служил в
Москве, то к нам приходил один англичанин – председатель союза протестантских
церквей, к сожалению, я не помню его имени. Так вот он говорил, что нигде не
встречал такой сильной веры как в России. Какой должна быть вера, чтобы
сохраниться в атмосфере гонений? Он видел, как люди, несмотря ни на что,
ходят в храмы. Что он видел? Он видел пример веры. И многие задумаются, когда
увидят силу нашей веры. Безусловно, человеку слабому в вере опасно дружить и
общаться с людьми другого вероисповедания, потому что он может соблазниться,
и именно поэтому святые отцы не благословляли подобное общение. Но человек,
который имеет благословение Церкви общаться с представителями других
конфессий, конечно же имеет право на
подобное общение. То есть догматами и
каноническими нормами Православия нельзя поступаться ради государственных и
политических выгод, например, ради сохранения мира и спокойствия в стране? Нет! Ни в коем случае! За
чистоту веры мы должны жизнь отдать, как это и делали святые отцы. Нет таких государственных интересов, ради
которых можно было бы пойти на подобное безумие. Не будет государству никакой
пользы от того, что оно пойдет против Бога, в руках которого находится
благополучие этого самого государства. Подобный пример уже был в Византии,
когда ради сохранения империи и получения помощи против мусульман византийцы
подписали унию. В итоге это не пошло на пользу - империя погибла. Какое будущее, по Вашему мнению,
ожидает Вселенское Православие? Выстоит ли Церковь? Ведь по неложному
обещанию Господа нашего Иисуса Христа «врата ада не одолеют ее». Все, что сказал Господь – все
истина. Врата ада не одолеют Церковь. С другой же стороны, Господь сказал:
«Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Люди будут становиться все более
материальными и плотскими, все меньше в них будет любви, все дальше будут они
удаляться от Бога. Церковь же устоит
до последнего дня, и в ней будут истинные Божии служители, возможно, их будет
мало, но они будут. Церковь сохранит всю полноту благодати и силу до самого
конца мира, и независимо от того, что будет происходить с другими церквями,
Православная Церковь сохранит всю чистоту и полноту Православия. Владыка, прошла ли Болгария
через гонения на Православную Церковь в социалистический период? И насколько
они были сильными? Конечно, Болгария прошла через
гонения. Они были уже не такими жестокими и сильными, как в России до Второй
мировой войны, ведь у нас за веру не расстреливали, был уже несколько иной исторический период.
Но человек, открыто исповедующий Православие, мог поставить крест на своей
карьере и благополучии. Люди верили тайно. Гонения не афишировались, чтобы не
вызвать критики в мире. Но они были, и тайная полиция вносила в это свой
вклад. Большая государственная машина работала для того, что бы заставить
людей отказаться от веры в Бога, но человек, готовый пожертвовать мирским
благополучием, имел возможность верить открыто и ходить в храм, но ему
приходилось забыть таких благах, как нормальная зарплата или заграничные
командировки. Он должен был выбирать. То есть болгарские священники в
то время, выбирая путь служения Богу, шли на подвиг? Да. Те, кто не поступался своей
совестью, шли на подвиг. Наверное, были и другие, которые соглашались
поступиться чем-то ради более легкой жизни. Поступиться чем-то, но не всем. Что Вы можете сказать российским
почитателям болгарской прорицательницы Ванги? Как относится к ней Болгарская Православная
Церковь? Дело в том, что специального
решения по отношению к Ванге Святой Синод Болгарской Православной Церкви не
принимал. Но могу сказать одно - никто ее не благословлял на ее деятельность,
мы не считали ее ни святой, ни пророчицей. Сами мы к ней никогда не ходили и
другим не советовали. Одному Господу известно, кем она была на самом деле, но
святой мы ее не считаем, ни в коем случае. Ваше Высокопреосвященство, в
заключение нашей беседы, что бы Вы хотели пожелать православным христианам
Республики Коми? Я хотел бы пожелать, чтобы у вас
процветала вера, тогда будет больше любви между людьми, больше
доброжелательности и взаимопомощи. Тогда Господь будет посреди вас. А где
будет Господь среди людей, там будут множиться не только духовные, но и
материальные блага. Господь сказал в Евангелии: «ищите прежде всего Царствия
Божия и правды его, и все необходимое для жизни приложится вам». Если мы будем искать Царствия Божия,
верить, каяться в грехах своих, то Господь благословит и все остальное. И все
будет хорошо. Не бывает так, что бы Господь не дал кающемуся человеку все
необходимое для его материальной жизни. Так что я желаю процветания
Республике Коми. Настоящее, истинное процветание возможно только по Божиему
благословению, а Божие благословение будет там, где будет благочестие и
чистая истинная вера. Вот этого я всем и желаю! Беседовал
Владислав Пластинин |
|