На главную страницу

 Поделись ссылкой с друзьями

Интервью с иеромонахом Александром (Митрофановым),
 настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы села Богородск, благочинным Корткеросского церковного округа

- Отец Александр, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о себе. О том, как Вы пришли к Богу, как стали священнослужителем?

- Как и многие, я был крещен в младенчестве, в возрасте полутора лет. В Рязанской области у меня жила бабушка, и когда я приезжал к ней в гости, она меня всегда водила в храм. Там я исповедовался, причащался Святых Христовых Тайн. Это было в детстве. Впоследствии, когда моя бабушка почила о Господе, и мы перестали ездить в Рязанскую область, то все это несколько забылось. Переходный возраст и все такое. В общем, я вел жизнь обычного светского подростка. А потом, когда мне было лет 19, семена, посеянные бабушкой в детстве, стали давать свои всходы. Я вновь, уже самостоятельно, стал посещать церковь. Да, наверное, и бабушкины молитвы были услышаны Господом, как мне сказал один знакомый батюшка – отец Аксий.

Он, будучи ребенком, приезжал в ту же деревню в Рязанской области, куда приезжал и я. В свое время, мы вместе с ним убегали с церковных служб, а сейчас оба стали монахами и священниками. Отец Аксий несет свое послушание на московском подворье Соловецкого мужского монастыря.

После того, как я снова стал посещать Храм Божий, пламень ревности о Господе постепенно разгорелся в моей душе, и священническое служение я избрал по той причине, что таким образом можно усерднее и полнее послужить Господу.

С монашеством все получилось сложнее, и путь к нему был не простой. Господь Сам все управил. В свое время я прожил полгода у отца Саввы (Гладкова) в Айкино, когда он возглавлял там монашескую общину. Я прочитал про нее в газете «Вера», возгорелся духом и приехал, но потом все же вернулся. Конечно, у меня были размышления о том, кем мне быть – монахом или семейным человеком. Молился о том, чтобы Господь помог мне выбрать свой путь. И было мне как бы некое видение или сон, я так до сих пор и не знаю, что именно это было. В общем, явился мне некий старец и говорит: «Ты монахом будешь!», а я отвечаю ему: «Неа… Я жениться хочу!». Старец же говорит мне: «Я пришел сказать тебе не о том, что ты хочешь, а о том, что будет». Впоследствии все так и сложилось.

Владыка Питирим рукоположил меня в сан диакона в 2005 году, в городе Ухта, а затем я был переведен в Сыктывкар к отцу Игнатию (Бакаеву) и до сих пор счастлив этим.

Так началась моя жизнь рядом с отцом Игнатием. Когда меня перевели к нему, то мне было интересно, что это за человек, хотелось знать, что из себя представляет мое будущее начальство. Я позвонил одному батюшке и попросил рассказать об отце Игнатии. Он мне тогда прямо сказал: «Ты не переживай. Это лучший священник в епархии». Потом я сам в этом убедился, и до сих пор с этим согласен. Отец Игнатий настолько любящий батюшка, что под его началом просто здорово находиться, другого слова и не подобрать. И хотя я сам уже благочинный, но до сих пор считаю себя под его началом. Я считаю его своим духовным отцом.

- Батюшка, помимо священнического служения вы также несете послушание руководителя отдела по делам молодежи при епархиальном управлении и возглавляете Православное братство трезвости во имя святого мученика Вонифатия. Не могли бы Вы рассказать об этом служении поподробнее?

- Конечно. Начнем, пожалуй, с Братства трезвости. Впервые мысль о трезвости, как и у многих современных трезвенников, появились у меня после лекций профессора Владимира Георгиевича Жданова. Но как появилась – так и благополучно и забылась.

А у меня есть друг - в алтаре помогает. И смотрю, вроде он на застольях выпивает. Ну не много – как все. А у него просто были уже проблемы с алкоголем. Тогда, благодаря замечательному врачу и православному человеку Галине Владимировне Колеговой, которая сейчас трудится в Медико-Просветительском центре имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), он справился. А ну как сейчас опять сорвется? Да и у меня оба дедушки выпивали, следовательно, тоже риск возникновения зависимости высок. Вот мы и решили, чтобы не рисковать – полностью отказаться от алкоголя.

А поскольку в одиночку от чего-то отказываться всегда сложнее, мы решили создать братство трезвости. Эта идея оказалась востребованной. До создания нашего братства многие православные люди ходили к «Анононимным алкоголикам». И хотя программа АА и предполагает духовный рост, но Бога там называют «высшая сила, как мы ее понимаем». Для православного человека это как минимум сложно, ибо мы знаем Бога, мы общаемся с ним через молитву и Таинства. И для нас назвать Бога «высшая сила, как мы ее понимаем» это то же самое, что подойти к родному отцу, и сказать: «дядь, дай рубль». Хотя должен заметить, что многие люди исцелились в АА от алкоголизма. Раньше, когда они пили, им, вообще, было не до Бога. А тут протрезвели, у них появились духовные потребности, и они обратились к Богу. Кто-то пришел в Церковь. Кто-то захотел посещать православную группу. И в костяк нашей группы изначально вошли именно те люди, которые раньше ходили к «анонимным алкоголикам». Потом стали приходить другие. Вообще, для человека, бросившего пить, очень важно видеть вокруг себя таких же людей, ибо решивший отказаться от пагубного пристрастия зачастую остается один. Весь круг его общения состоит из пьющих людей, и поддержки в привычной среде ему не найти, наоборот, стоит ждать провокаций со стороны бывших собутыльников. Следует помнить, что для такого человека единственная выпитая рюмка может обратиться трехнедельным запоем. А «добрые» друзья постоянно предлагают. Поэтому для такого человека очень важно, чтобы вокруг него сформировался трезвый круг общения, на этой системе основаны все группы взаимопомощи. Выздоравливающему весьма полезно видеть рядом с собой людей, которые были в гораздо более глубокой степени падения, но, с Божией помощью, смогли справиться с этой бедой.

- Отче, а путь абсолютной трезвости, - это путь исключительно тех людей, у которых уже начались серьезные проблемы с алкоголем?

- Да нет. В нашей стране позиция трезвости это, можно сказать, позиция гражданина. Ведь наша страна действительно спивается, и если в городе это еще не очень сильно заметно, то стоит только приехать в деревню и можно увидеть проблему «в полный рост». Однажды мы приехали в деревню, чтобы совершить молебен (мы иногда ездим по деревням Корткеросского района, служим молебны), и меня поразило то, что в этом селе мы не встретили ни одного трезвого человека. Правда, потом мы нашли трезвых людей, помолились, но первое впечатление было ужасно угнетающим. И действительно, если поездить по России, посмотреть на ее села, то можно увидеть, что поля, которые засеивались не одну сотню лет, сейчас заброшены и поросли сорной травой. В средней полосе степи появились, и все потому, что русская деревня спивается.

- То есть алкоголь для России это действительно проблема?

- Да. В России это проблема. Причем очень серьезная.

- А как с другими пагубными зависимостями? Наркотической, табачной?

- По наркозависимости могу сказать, что сейчас мы окормляем реабилитационный центр благотворительного Фонда «Ника». Эти ребята очень охотно и открыто идут на контакт с Церковью, они занимаются решением проблемы наркозависимости.

- А табакокурение? Это проблема для России, или это так – мелочь, невинная, хотя и вредная привычка?

- Я думаю, достаточно сказать о том, что многие люди умирают от онкологических заболеваний, вызванных именно этой «невинной вредной привычкой». Есть люди, употребляющие алкоголь в умеренных дозах по праздникам, а много вы знаете людей, которые по праздникам курят? И если такие есть, то они обычно курят, когда выпьют, а алкоголь, как известно, многократно увеличивает негативное воздействие никотина. Подавляющее же большинство курильщиков –прочно зависимы. И в среднем такая зависимость сокращает жизнь на 10-12 лет.

Христос пришел сделать нас свободными, а мы зачем-то добровольно становимся рабами различных химических соединений.

- Возвращаясь немного назад, хочу спросить – полное воздержание от употребления алкоголя и Православие совместимы?

- Даже более, чем совместимы. Митрополит Владимир (Богоявленский), зверски убитый большевиками и прославленный ныне в лике священномучеников, еще в 1912 году выступил с докладом на противоалкогольном съезде в Москве. Доклад назывался: «Против ли нас, абстинентов, Библия?» В этом докладе он доказал, что на самом деле Священное Писание если и допускает употребление алкоголя, то ни в коей мере не поощряет это. Всех, кто интересуется этим вопросом – отсылаю к этому докладу.

- А как насчет того утверждения, что грех состоит не в вине, а в пьянстве?

- А трезвенники и не выступают за запрет вина, мы против злоупотребления им. А поскольку современный человек слаб и он гораздо слабее своих предков, лучше бы ему совсем воздержаться от употребления спиртного. Лучше даже не начинать. Я сильно сомневаюсь, что бездомный, живущий на помойке, поднимая свою первую рюмку, твердо решил для себя: «С этого дня я начинаю пить! Я потеряю работу, пропью квартиру, от меня уйдет жена, и я кончу жизнь под забором! Я мужик, я так решил, и я так сделаю!» Вряд ли… Скорее всего, это случилось помимо его воли, незаметно и неуловимо для него самого. Поэтому лучше не рисковать.

- Батюшка, зачастую, когда человек попадает в беду и становиться зависимым от алкоголя или наркотиков страдает не только он сам, но и его ближние. Причем попадают в эту беду часто очень хорошие люди. Что Вы можете порекомендовать тем людям, которые окружают больного, его семье?

- Не пускать процесс на самотек. Молиться. Искать пути борьбы с этим недугом. Довольно часто приходится слушать о том, что человек пьет, не работает, теряет человеческий облик, а его пожилая мать продолжает его кормить, обстирывать и т.д. В такой ситуации он и не пойдет работать. Даже тигры, которых кормят в зоопарке, совершенно теряют интерес к охоте. А зачем? И так неплохо кормят. Так продолжается деградация. Иногда нужно проявить строгость. И четко видеть и понимать разницу между такими понятиями, как быть добрыми и быть «добренькими». Например, «добренькая» мать даст ребенку конфету, чтобы он прекратил орать, а по-настоящему добрая сначала заставит съесть суп.
Хотя, к сожалению, приходится признать, что если у человека нет желания прекратить пить, то ему хоть кол на голове теши, все усилия будут бесполезны. Без его собственного произволения спасти его невозможно. Но помочь ему задуматься – мы порой можем.

- Расскажите нашим читателям о работе епархиального отдела по делам молодежи.

- Руководителем молодежного отдела меня назначили недавно. Сейчас мы собираемся с молодежью по вторникам и пятницам с 19:00 до 21:00 в здании епархиального управления (ул. Бабушкина, 20, каб. 7), куда всех приглашаю. По вторникам мы изучаем Священное Писание, а по пятницам обсуждаем молодежные проблемы, пьем чай. Пока начали с малого. Но в планах, конечно – это и создание по епархии молодежных клубов, и совместные акции, и молодежные лагеря и многое другое. Даст Бог – со временем все получится.

- Отец Александр, в среде людей, далеких от Церкви, бытует мнение, что Православная Церковь - это сборище дедушек и бабушек, причем по большей части именно бабушек. Так ли это?

- Старость – это мудрость, поэтому вполне естественно, что в Церкви много людей пожилых, умудренных жизненным опытом.

Православная молодежь есть, но она не всегда бывает заметна. Многие хотят потрудиться Господу, но порой как-то стесняются или не знают с чего начать. Да и современный мир налагает свой отпечаток. Как сказал протоиерей Димитрий Смирнов, мы теперешние не воинство Христово, а скорее госпиталь, причем его реанимационное отделение. Задачей нашего отдела, как раз и является активизация молодежи. Вообще, очень важно, чтобы миряне, независимо от возраста, стали понимать, что за Церковь ответственны не только священно и церковнослужители, но и миряне, но и прихожане. Член Церкви должен знать, что это все – его. И на нем лежит ответственность за Церковь, также как и на священнике. Он тоже должен проявлять заботу о доме Божием, о проповеди Слова Божия. А то получается, что сектанты это понимают, а православные как-то подзабыли. А ведь это нам Господь сказал: «Вы – соль земли» (Матф.5:13). Поэтому на нас большая ответственность. Ведь что такое соль? Зачем ее, допустим, добавляют в банку с огурцами? Зачем рыбу солят? Чтобы сохранить от гниения. Вот так и мы – христиане, соль земли, находимся в мире для того, чтобы уберечь его, насколько это возможно, от развала и гибели. И нам надо помнить, что "Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям” (Матф.5:13).

- Отче, есть такое мнение, что христианская жизнь должна быть более созерцательной, чем деятельной. Что христианину нужно больше молиться, а не заниматься какой-либо общественной деятельностью. То есть руководствоваться принципами невмешательства и непротивления злу. Что Вы думаете по этому поводу?

- Такая позиция есть не что иное, как печальное наследие советского прошлого. Люди забыли, что такое смирение и считают, что это «ножки в травку, ручки в брючки». Если уж говорить о смирении, то давайте возьмем пример смиреннейшего человека – святого Александра Невского. В чем выражалось его смирение? В том, что он был незлобив, но при этом мог разрубить закованного в броню ливонского рыцаря пополам, как арбуз. И вряд ли бы он позволил обижать слабого. Он был человек смелый, отважный и в то же время смиренный. К власти никогда не рвался. Позвали его княжить в Великий Новгород – согласился, прогнали с престола - ушел, позвали снова на защиту – и защитил, не помня прежних обид. Взял меч, поднял дружину и пошел защищать.

- То есть православный человек не должен проходить мимо несправедливости? Не должен отводить глаза, когда сильный бьет слабого?

- Если несправедливость допущена по отношения к тебе, то тогда лучше смириться, стерпеть. Но если ты видишь, что обижают слабого и пройдешь мимо, то это будет предательством.

- Исходя из вышесказанного… Правы ли те люди, которые говорят, что Церковь не должна вмешиваться в дела государства, общества? Пусть мир спокойно загнивает и гибнет, пусть продолжают совершаться аборты, пусть содомиты ходят маршем по улицам наших городов, пусть бесноватые устраивают концерты в храмах – дело Церкви смиренно молиться, все прощать и ни во что не вмешиваться?

- Ну, а собственно как Церковь может вмешиваться? У нас же никаких репрессивных механизмов воздействия нет. Мы можем только призывать, советовать. Точнее не только можем, но и должны. Мы должны называть грех – грехом, должны обличать беззаконие, должны призывать к добру, должны рассказывать людям о Боге и учить вере.

Нам сказано недвусмысленно: "Идите и научите все народы". Это наша прямая обязанность. Поэтому мы не должны стесняться своей веры, а должны смело проповедовать Слово Божие везде, где только возможно. Например, мы не должны стесняться осенить себя Крестным знамением, проходя возле храма Божиего, или проезжая мимо него на автобусе.

- Отец, Александр, насколько мне известно, Вы проводите много времени за рулем. В связи с этим хотелось бы спросить Вас о том, как должен вести себя за рулем автомобиля православный христианин. Накладывает ли высокое звание христианина особые обязанности на водителя?

- Совершенно верно. Расстояния между населенными пунктами у нас в республике большие, поэтому чтобы всюду успеть, приходится садиться за руль. Только недавно Господь послал мне в помощь человека с правами, который иногда меня возит на дальние расстояния, и по дороге в Богородск на службу я могу поспать. Это очень помогает экономить силы, потому что, что ни говори, а руль все же утомляет. Пробеги у меня на машине такие, каких, наверное, и у таксистов не бывает. Когда я начинал свое священническое служение, у меня был автомобиль «Ока». Так вот за первый год я наездил на нем более 70 000 км.

На самом деле руль является очень хорошей лакмусовой бумажкой, отражающей наше внутреннее состояние. Как-то у меня был годичный перерыв в вождении, и когда я снова сел за руль, то понял, что не ворчать за рулем не так-то и просто бывает. Поэтому православный христианин, конечно же, должен себя сдерживать, с миром и любовью относиться к другим участникам дорожного движения, даже если они не правы. Если ты за рулем нервничаешь и ворчишь, то это показывает, что все это есть у тебя внутри.

Например, если на дне стакана есть грязь и его взболтнуть, то грязь поднимается, и вода становится мутной. Это же не означает, что грязь появилась в воде от того, что встряхнули стакан. Грязь была там всегда. Поэтому дорожные ситуации очень часто помогают нам внимательнее посмотреть на себя и увидеть, что нам еще нужно очень много работать над собой, и у нас огромная перспектива для духовного роста.

Сейчас я за рулем вроде бы не ворчу, давно за собой не замечаю. Бывает, посмотрю иронически на окружающих, совершающих непонятные маневры, но сдерживаюсь.

- В интернете Вы ведете свой блог, который называется «Мысли вслух» и становится популярным в молодежной православной среде. Расскажите, пожалуйста, об этом.

- Ну да… Родился такой проект. Сейчас подобные короткие ролики очень популярны в интернете. Не даром протоиерей Димитрий Смирнов в Неделю о расслабленном поздравляет всех с Днем ангела. Мы все действительно стали расслаблены и немощны. И порой современному человеку не только книгу прочитать тяжело, но и видеосюжет продолжительный он не в состоянии воспринять. Поэтому в интернете стали очень популярны короткие ролики минут на пять, где можно донести какую-либо мысль. Должен сказать, что эта ниша практически нисколько не занята православными, и мы упускаем эту возможность для проповеди. Вот я и решил заполнить эту брешь. Получился такой несколько хулиганский проект под названием «Мысли вслух». Безусловно, не все воспринимают мое «творчество» однозначно, но, слава Богу, есть люди, которые ждут этих выпусков, смотрят их. Стоит сказать и о том, что проект рассчитан в общем-то больше на нецерковных людей, на светскую молодежь, которую очень бы хотелось привести к Богу и к Церкви. Это проповедь для внешних.

- Если говорить о православном интернете, то стоит начать с вопроса: может ли быть вообще такое понятие, как православный интернет? Православный сегмент интернета?

- Не только может, но и должен, поскольку интернет  - это в какой-то мере отражение нашей жизни. Причем если в реальной жизни человек ограничивает себя в проявлении своих страстей, то в интернете кажущаяся анонимность позволяет более широко раскрыться отрицательным сторонам его личности. Люди все, что думают, то и выплескивают в сеть, поэтому в интернете, конечно, много грязи, но ее много и в реальном мире. Мы не должны отдавать этот механизм на откуп миру сему. Интернет – это всего лишь очередное средство коммуникаций и через это средство возможно вести проповедь Слова Божиего.

- А что можно сказать тем православным людям, которые при словах компьютер, интернет, микрочип и т.д. впадают в истерику, а при слове «электронная идентификация» сразу же падают в обморок?

- Это все не более чем информационные технологии. Антихрист ведь не придет к нам неожиданно, непонятно откуда. Ему нужно будет, чтобы мы сознательно поклонились ему как новому мессии вместо Христа. То есть все эти вещи как компьютеризация, чипизация и так далее… Конечно же, антихрист ими воспользуется. Но опять же он будет пользоваться и автомобилем, и самолетами, и сетью железных дорог и даже, как я думаю, ложкой и вилкой. Все эти вещи упрощают работу налоговых служб и прочих надзорных органов. И конечно, человек становится более подконтролен государству, но для того, чтобы контролировать наши перемещения, достаточно уже одного того, что у каждого из нас есть сотовый телефон. Больших средств уже и не надо. Отследить наше местоположение с точностью до нескольких метров и узнать, чем мы занимаемся, можно в любой момент. Ни одно государство никогда не откажется от возможности тотального контроля за своим населением. От этого никуда не денешься.

- А стоит ли, вообще, православному христианину бояться контроля со стороны государства, если он не собирается заниматься противоправной деятельностью?

- Пожалуй, что не стоит. Хотя в нашей стране недоверие народа к власти стало уже традиционным. Люди боятся государства и не хотят быть полностью подконтрольны ему. Это вполне законное и понятное стремление человека быть свободным.

С другой стороны, сатана очень хитер и подобными страхами все время старается отвлечь человека от Бога, от внутренней работы над собой, потому, что бояться чипов и электронных карт намного легче, чем перестать грешить. Наша внутренняя работа над собой сатане ненавистна, вот он и пытается перенаправить нас во внешнее делание. Чтобы мы, как фарисеи, жили внешним, а внутренней работы над собой не вели Про таких Господь говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Матф.23:27). И до сих пор сатана не оставляет нас этим искушением: переключить все внимание на внешнее и оставить духовную борьбу. Борьба Бога с сатаной идет внутри нас. «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердце человека» (Ф.М.Достоевский).

- Отче, хотелось бы поговорить еще вот о чем. Зачастую, когда у человека невоцерковленного случается в жизни горе или радость, то он бы рад прийти в храм, но совершенно не представляет, как ему себя там вести. Священник кажется ему непонятным существом из другого мира, в непонятной одежде, к которому неизвестно как подойти. Служба совершенно непонятна. Что можно посоветовать таким людям?

- Не стесняться обращаться в церковь. Ни в коем случае не расстраиваться и не соблазняться, если придется столкнуться с грубостью. Ибо нагрубить вам может тот человек, который и сам-то к вере пришел недавно, и любви к ближнему в нем еще не возгорелось. Все мы люди. По этому поводу отчаиваться не надо. У отца Димитрия Смирнова, опять таки, есть хорошее высказывание по этому поводу. Когда ему говорят, что человеку нахамили в церкви и больше он туда не ходит, то отец Димитрий отвечает, что ему тоже нахамили в булочной и с тех пор он не ест хлеба. Мы должны всегда помнить, что в храм мы приходим к Богу. Ни к священнику, ни к бабушке в церковной лавке, а именно к Богу. Порой даже и разговор со священником не столь важен, как важно прийти к Богу, стать перед святыми иконами и своими словами поведать Господу все свои горести и печали. Господь услышит и поможет.

- Многие новоначальные христиане жалуются, что им не понятен язык, на котором ведется богослужение и недоумевают, почему нельзя служить на русском языке? Люди привыкли жить в обществе потребления, и приходя в храм они не хотят меняться сами, что-то учить, работать над собой, а хотят изменить Церковь, чтобы она стала для них доступнее и понятнее. Слышны голоса, требующие перевести богослужебные тексты на современный язык. Слава Богу, что еще не на молодежный сленг. Что Вы думаете об этом?

- Об этом еще можно было бы говорить лет пятьдесят назад, а сейчас такой разговор уже беспредметен, ибо мы видим пример католической церкви, которая на втором ватиканском соборе приняла решение о переводе богослужения на современный язык. Мы видим, что число прихожан католиков от этого не увеличилось, а скорее уменьшилось. В католической церкви случился раскол, основной причина которого было несогласие с литургической реформой, в частности с отказом от латинского языка. Отец Мела Гиббона был одним из активных участников этого раскола. По этому вряд ли нам стоит повторять чужие ошибки.

Есть даже некая особая сладость в том, что мы обращаемся к Богу не на том языке, на котором ведем распри и ссоримся, говорим гадости ближним, а на ином, специально созданным для общения с Господом. На самом деле приходящие в Церковь люди, особенно молодые, очень быстро в ней осваиваются. Им становиться понятен язык и порядок совершения богослужений, хотя для этого и требуется приложить некий труд. Ну, а как может быть иначе?

- Раз уж мы заговорили о католической церкви, то хотелось бы узнать ваше мнение о фильме Мэла Гибсона «Страсти Христовы». Стоит ли смотреть этот фильм православным людям?

- Кому-то его даже очень полезно посмотреть. Живя в современном мире и даже читая Священное Писание, мы зачастую не видим всей серьезности той жертвы, которую Господь принес за нас. Насколько все это было тяжело и жестоко. Поэтому порой человеку для того, чтобы встряхнуться, полезно посмотреть этот фильм, хотя в нем есть моменты, которые не основаны на Священном Писании, а просто являются вымыслом. Да и человеку со слабой психикой или маленькому ребенку лучше подобное не смотреть, поскольку уж очень реалистично режиссер постарался показать страдания Господа.

- Что бы Вы хотели пожелать в заключение нашим читателям?

- Я хотел бы пригласить всех желающих как на встречи Братства трезвости, которые проходят в епархиальном управлении (ул. Бабушкина, 20, каб. № 7) по средам в 18:30, так и на молодежные встречи по вторника и пятницам с 19:00 часов по тому же адресу.
Также хотелось бы пожелать всем посетителям епархиального сайта и читателям газеты «Епархиальные ведомости» веры, любви, терпения, смирения, столь необходимых для нашего спасения, а также помощи Божией в деле спасения души! Храни вас всех Господь!

Беседовал Владислав Пластинин

Другие способы внести пожертвование  

 

На главную страницу